Есть ли профстандарт для должности водитель-экспедитор?

Ажиотаж вокруг профстандартов: не стоит паниковать (ч.1) · Энциклопедия начинающего предпринимателя

Есть ли профстандарт для должности водитель-экспедитор?

12:07, 22 июня 2016 5   25   3372

Ажиотаж вокруг профстандартов

На все эти вопросы я попробую ответить в статье. Опираться буду на:

  • очень обтекаемые разъяснения Минтруда, данные в письме от 04.04.2016
  • информацию на сайте главного методического центра профквалификаций http://vet-bc.ru , более многословную, поэтому очень трудночитаемую,
  • логику закона и свою женскую логику 

    Источник: http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/azhiotazh-vokrug-profstandartov-pochemu-ne-stoit-panikovat-ch-1/

    Профстандарт водителя автомобиля в 2019 году

    Есть ли профстандарт для должности водитель-экспедитор?

    Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять. Скачайте документы для разных транспортных средств

    В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

    Профстандарт водителя в 2019 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

    Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

    Проект содержит требования:

    1. Общего характера.
    2. К квалификации.
    3. К квалификационному экзамену
    4. К экзаменатору.

    Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

    Погрузчик

    Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

    • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
    • Контроль за сохранностью груза.
    • Составление отчетности о маршруте.
    • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
    • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

    Скачать образец >>>

    Грузовой и легковой автомобили

    Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

    • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
    • Правильно проходит регулярный техосмотр.
    • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
    • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

    Водитель «легковушки» должен знать:

    • ПДД и правила страхования автомобиля.
    • Предупрежден об ответственности за нарушения
    • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

    Скачать образец >>>

    Автобус

    Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

    Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

    Итак, водитель :

    • Знает технические характеристики своего ТС.
    • Умеет управлять им и ликвидировать мелкие поломки.
    • Умеет заправлять и обслуживать автобус.
    • Компетентен в правилах перевозки пассажиров, их посадке и высадке.
    • Соблюдает все необходимые меры безопасности.
    • Следует строго по запланированному маршруту.
    • Составляет отчет о маршруте, сдает автобус на АТС.

    Скачать образец >>>

    Структура и ключевые моменты

    Профстандарты – это система требований к работникам конкретных профессий. Каждый стандарт содержит общие требования и ранжирование по уровню квалификации.

    Транспортное средство по определению относится к источникам повышенной опасности.

    Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации шоферов.

    Структура профстандартов единообразна. Он включает:

    • общие требования;
    • специальные требования;
    • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
    • требования по прохождению экзамена.

    Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:

    • Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
    • Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
    • Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
    • Обязательны: умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
    • Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.

    Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.

    Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.

    Как правильно внедрять

    Пошаговое внедрение профстандарта в организации выглядит так:

    Анализ существующей документации на предприятии – штатного расписания, должностных инструкций и т.д.

    Внесение корректирующих поправок в локальные нормативные акты и утверждение их.

    Проверка квалификации персонала. В зависимости от результатов работодатель может оставить сотрудника на прежней должности, предложить повысить квалификацию либо расторгнуть трудовой договор.

    Можно ли обойтись без него

    Процесс внедрения профстандартов был начат 5 лет назад, в 2013 году. С 2016 года они стали обязательными к использованию, если такое требование к профессии зафиксировано в Трудовом кодексе, федеральном законодательстве и прочих подзаконных актах. В частности если деятельность работника предусматривает наличие ограничений либо льгот.

    Целесообразно брать стандарты за основу требований к навыкам и компетенциям персонала даже в тех случаях, когда закон не требует обязательного применения стандартов.

    Предприятие, на котором не соблюдается требования обязательных стандартов, будет оштрафовано как минимум на 50 000 р, причем использовать их придется в любом случае.

    Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1085195-qqq-16-m6-14-06-2016-profstandart-voditelya

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий