Имеет ли право государственный инспектор труда отстранить от работы сотрудников, которые не прошли обучение и проверку знаний по охране труда?

Содержание
  1. Как избежать штрафа за отсутствие обучение по охране труда?
  2. Кто обязан проходить обучение?
  3. Ответственность
  4. Не дожидайтесь официальной проверки!
  5. Приложение 1. Выписка по штрафам
  6. Выгодное ли обучение по охране труда?
  7. проверка государственной инспекции труда
  8. Какие бывают проверки по охране труда
  9. Какие документы будут проверять в ходе проверки по охране труда
  10. Самые распространенные нарушения, выявляемые в ходе проведения проверки по охране труда
  11. Как успешно пройти проверку проводимую Государственной инспекцией труда
  12. Проверки ГИТ
  13. Проверки ГИТ в 2019 году: что проверяют
  14. Риск-ориентированный подход при проверке трудовой инспекции
  15. Плановая проверка трудовой инспекции на 2019 год: порядок проведения
  16. Отстранение от работы за нарушение требований охраны труда: за несдачу экзамена, за непрохождение обучения
  17. Нормативное закрепление
  18. Когда возможно отстранение сотрудника от работы за нарушение требований охраны труда
  19. Как правильно оформить
  20. Приказ
  21. Порядок отстранения
  22. Особенности и сроки
  23. Правовые последствия
  24. Защита прав
  25. Судебная практика. Работодатель правильно отстранил от работы сотрудника, не прошедшего проверку знаний по охране труда
  26.                     Суть дела                     
  27.            Позиция профсоюза           
  28.          Позиция работодателя        
  29.               Позиция суда               
  30.    Решение
  31. Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации?
  32. Плановые проверки
  33. Внеплановые проверки
  34. Как проходит плановая проверка
  35. Как проходит внеплановая проверка
  36. Процедура документарной проверки
  37. Процедура выездной проверки
  38. После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается

Как избежать штрафа за отсутствие обучение по охране труда?

Имеет ли право государственный инспектор труда отстранить от работы сотрудников, которые не прошли обучение и проверку знаний по охране труда?

За последнее время в несколько раз вырос объем плановых и внеплановых выездных проверок со стороны Государственной инспекции труда.

Еще с 1 января 2015 года установлены штрафы (от 110 до 130 тыс. руб.) для юридических лиц за отсутствие обучения по охране труда.

Кто обязан проходить обучение?

Обязанность проходить обучение по охране труда установлена Ст.

225 ТКРФ для всех сотрудников организаций и предприятий (начиная от небольшой фирмы или магазина, заканчивая крупным промышленным предприятием).

Поэтому, проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда должны все сотрудники каждого предприятия:

  • руководители и специалисты, а также ответственные по охране труда обучаются в учебном центре с выдачей соответствующих удостоверений, – из них формируется комиссия по охране труда, назначаются ответственные лица;
  • остальные сотрудники обучаются на самом предприятии с участием ранее созданной комиссией из числа сотрудников, обученных в учебном центре.

Только имеющий соответствующее удостоверение по охране труда сотрудник имеет законное право проводить инструктажи и обучение других сотрудников, а также быть ответственным по охране труда. Иначе, все действия не имеют юридической силы, и вся ответственность за них ложится на работодателя.

Т.е., если в организации не обучаются охране труда, то, не смотря на то, что вроде и инструктажи проводятся, и приказы написаны, и кто-то там за что-то отвечает, — вся ответственность все равно лежит на Директоре (работодателе), т.к. не было обучения сотрудников!

Ответственность

Существует практика отстранения Инспектором Государственной инспекции труда от работы лиц, которые не прошли обучение по охране труда, а также наложение крупных штрафов на работодателя (от 110 до 130 тыс. руб.) и даже приостановка деятельности:

  • отстранение от работы;
  • штраф на юридическое и должностные лица;
  • приостановка деятельности.

Сам факт прохождения обучения по охране труда также дает работодателю некую защищенность от ответственности в случае возникновения некоторых внештатных ситуаций (например, несчастного случая) и их последствий: штрафы, административная и уголовная ответственность или приостановка деятельности.

Пройдите обучение, и Вы избавитесь от головной боли, связанной с вопросами охраны труда! Помимо выдачи удостоверений мы в процессе обучения показывается, как проходит проверка Государственной инспекции труда, что спрашивают инспектора, какие документы у Вас должны быть, как защититься при проведении проверок.

Не дожидайтесь официальной проверки!

Пройдите обучение по охране труда, не откладывая, тем самым снизите до 0 вероятность штрафа. Помните, что, получив предписание от Инспектора, Вам все равно придется проходить обучение по охране труда, только уже заплатив штраф!

Приложение 1. Выписка по штрафам

Выдержка из Ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Нарушение Должностные лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 1 000 – 5 000 руб. 1 000 — 5 000 30 000 — 50 000
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 Ст. 5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение 10 000 — 20 000 10 000 — 20 000 50 000 — 70 000
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда …. 15 000 — 20 000 руб. 15 000 — 20 000 руб. 110 000 – 130 000 руб.

Полную выдержку со штрафами из КоАП смотрите — тут.

Выгодное ли обучение по охране труда?

Допустим, никто из сотрудников Вашего предприятия никогда не проходил обучение по охране труда.

Тогда инспектором, возможно, будут применены следующие штрафы:

  • минимум 110 тыс. руб. на юридическое лицо за отсутствие обучения;
  • 15 тыс. руб. на руководителя предприятия (штраф на должностное лицо, ответственное в первую очередь за организацию обучения);
  • 30 тыс. руб. на юридическое лицо за нарушение законодательства об охране труда (если Вы никогда не обучались и не знаете, какие документы по охране труда должны быть в каждом предприятии).

Вместе со штрафом Инспектор выдаст Вам предписание об устранении выявленных нарушений. Таким образом, Вам все равно придется проходить обучение по охране труда, только уже заплатив штраф!

Источник: https://normativ.org/lib/ohrana-truda/kak-izbezhat-shtrafa-za-otsutstvie-obuchenie-po-ohrane-truda/

проверка государственной инспекции труда

Имеет ли право государственный инспектор труда отстранить от работы сотрудников, которые не прошли обучение и проверку знаний по охране труда?

Проверка государственной инспекции труда и визит проверяющих органов – это испытание для любого работодателя. Но если знать требования, предъявляемые действующим законодательством к внутренней документации, как кадровой, бухгалтерской, так и по охране труда, то подготовиться к проверке можно заранее.

Какие бывают проверки по охране труда

Государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки всех работодателей – организаций и физических лиц (ч. вторая ст. 360 ТК РФ). Основанием для проверки является План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он согласован с Прокуратурой города Москвы и размещен на ее официальном сайте.

Плановая проверка по охране труда может проводиться не чаще одного раза в три года. Она может быть как выездной, так и документарной. Но в любом случае о плановой проверке работодателя должны уведомить не позднее, чем за три дня до ее начала.

Неожиданностью для работодателя может стать внеплановая проверка по охране труда. Основанием для ее проведения являются:

  • Истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений, выявленных ранее.
  • Обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, которые ставят под угрозу здоровье и жизнь сотрудников.
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
  • Запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки.

Какие документы будут проверять в ходе проверки по охране труда

В рамках проводимой плановой проверки, государственный инспектор труда, уведомляя Вас о проверке, направит в Ваш адрес запрос на предоставление документов. Примерный перечень документов при проведении проверки по охране труда вы можете скачать по ссылке.

При этом необходимо отметить, что это не исчерпывающий перечень. Государственный инспектор труда в ходе проведения проверки имеет право запросить дополнительные документы с учетом Вашей отрасли и видов выполняемых работ.

При проведении внеплановой проверки по обращению работника государственный инспектор труда имеет право запросить необходимые документы в пределах вопросов, указанных в обращении.

Выходить за рамки обращения государственный инспектор труда не имеет права.

Так если работник обратился с обращением по вопросу задержки выплаты заработной платы, то государственный инспектор труда запросит примерно следующие документы:

  • Штатное расписание.
  • Трудовой договор работника со всеми дополнительными соглашениями к нему.
  • Положение об оплате труда.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Бухгалтерские документы, подтверждающие правильность начисления заработной платы.
  • Бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность выплаты заработной платы, либо справку о задолженности по заработной плате с указанием суммы задолженности.

Самые распространенные нарушения, выявляемые в ходе проведения проверки по охране труда

  1. Не созданы для инвалидов, работающих в учреждении условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
  2. Не организовано обучение и проверка знаний по охране труда руководителей (включая генерального директора) и специалистов предприятия.
  3. В организации отсутствует программа вводного инструктажа.
  4. Не разработаны в установленном законом порядке инструкции по охране труда для работников.
  5. В организации отсутствуют программы (объемы) проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для определенных профессий или видов работ.
  6. Не организовано проведение инструктажей на рабочем месте (первичные, повторные, внеплановые и целевые).
  7. С работниками не организовано проведение стажировок на рабочем месте.
  8. Не соблюдается периодичность проведения повторного инструктажа.
  9. Не организовано проведение вводного инструктажа.
  10. В организации отсутствует (не создана) служба охраны труда (должность специалиста по охране труда).
  11. Не организовано проведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  12. Приказом не назначен ответственный за электрохозяйство, прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний требований.
  13. Не организовано проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
  14. Не обеспечено приобретение и выдача прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
  15. Работникам выдается несертифицированная, без наличия санитарно-эпидемиологического заключения СИЗ.
  16. Не обеспечено информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора работодатель не ознакомил работников с типовыми нормами выдачи СИЗ, соответствующими их профессии и должности, правилами.
  17. Выдача работникам и сдача ими СИЗ не фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
  18. Не организовано проведение инструктажей работников о правилах применения СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности, исправности и не организованы тренировки по их применению, при выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.).
  19. График отпусков утвержден позднее, чем за две недели до начала календарного года.
  20. Книга учёта и движения трудовых книжек и вкладышей к ним не пронумерована, не прошнурована и не заверена подписью руководителя организации, а также не скреплена сургучной печатью или опломбирована.
  21. Не разработано и не утверждено Положение о хранении и использовании персональных данных работников организации.
  22. Работник организации не извещаются под роспись о времени начала отпуска не позднее, чем за две недели до его начала.
  23. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работника под роспись не знакомят с правилами трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.

Как успешно пройти проверку проводимую Государственной инспекцией труда

Успешное прохождение проверки можно уложить в 7 шагов:

  • Узнать на сайте Прокуратуры запланирована ли в Вашей организации плановая проверка.
  • Проанализировать, какие проблемы с документацией есть в организации (в этом Вам поможет данная Памятка).
  • Подготовить необходимую документацию, которая понадобится для проверки.
  • Проверить удостоверение инспектора, который придет к Вам в организацию, соблюдение процедуры уведомления о проводимой проверке.
  • Внимательно изучить распоряжение на проведение проверки. Помните, что инспектор не может отклониться от цели проводимой проверки.
  • Уверенно общаться с проверяющим. Не бояться фиксировать нарушения процедуры проведения проверки проверяющим. Помните, что должностное лицо проводящее проверку соблюдения законодательства, в первую очередь должно само соблюдать действующее законодательство, определяющее порядок проведения проверок и свой должностной регламент.
  • Предоставить проверяющему «Журнал учета проверок» для заполнения.

Зачастую работодатели не знают, как общаться с инспектором и не могут отстоять свои права. Поэтому лучше привлечь к работе опытного юриста, у которого есть опыт общения с трудовыми инспекциями. Такой специалист знает, что могут проверять инспекторы, а что проверять не должны, как отвечать на вопросы проверяющих и в каком случае можно оспорить предписание трудовой инспекции.

Помните, что каждое нарушение по охране труда грозит немалым штрафом. Если вам предстоит проверка, лучше не медлить и обратиться за помощью к специалистам.

by HyperComments

Источник: https://www.unitalm.ru/blog/7-shagov-dlja-uspeshnogo-prohozhdenija-proverki-gosudarstvennoj-inspekcii-truda-ili-organami-prokuratury/

Проверки ГИТ

Имеет ли право государственный инспектор труда отстранить от работы сотрудников, которые не прошли обучение и проверку знаний по охране труда?

Как проходят плановые проверки ГИТ в 2019 году, что проверяют инспекторы, а также о штрафах, налагаемых на работодателя при выявлении нарушений – расскажем в статье.

Проверки ГИТ в 2019 году: что проверяют

В 2019 году Роструд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с базой ФГИС.

Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки.

Но такую отсрочку получат только те предприятия, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

Организации, которые по истечении срока не проведут СОУТ, как и те, кого будут проверять в общем порядке, получат штраф по части 2 статьи 5.27.1 КоАП

Если вашей организации в 2019 году предстоит проверка ГИТ, к ней стоит подготовиться заранее: выявить и устранить все недочеты.

►Служба ОТ должна быть на предприятии при количестве работающих свыше 50 человек (ст. 217 ТК РФ). Соответственно, должны быть оформлены приказ о создании службы и положение о службе охраны труда.

Специалисты по ОТ должны соответствовать критериям профстандарта “Специалист в области охраны труда”, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г.

№ 524н, и иметь действующее удостоверение. 

Если численность штата компании менее 50 человек, руководитель вправе возложить обязанности ответственного по ОТ на себя или на одного из работников. В этом случае необходим приказ о возложении обязанностей.

►Проведение обучения по ОТ должно быть регулярным и регистрироваться в журналах учета инструктажей. Все журналы нужно иметь в наличии и правильно оформлять. Также следует проводить тестирование сотрудников на знание требований трудового законодательства.

►В соответствии с нормами законодательства и в предусмотренных им ситуациях сотрудники должны направляться на медосмотры. Для подтверждения требуется копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья каждого работника, справка о прохождении психиатрического освидетельствования и заключительный акт по итогам медосмотра.

Также в компании должны иметься:

Нередко именно отсутствие списка контингента становится поводом для наказания компании.

►Обеспечение работников сертифицированными и декларированными СИЗ является обязанностью работодателя. СИЗ должны выдаваться в соответствии с типовыми нормами и по результатам СОУТ. Уход и хранение следует осуществлять по правилам, установленным нормативными актами. Нужно быть готовым представить испектору всю информацию по учету выдачи, хранения и уходу за СИЗ.

►При проведении СОУТ важно правильно оформить всю требуемую законодательством документацию: отчет о проведении, карты СОУТ и т.д.

►В организации надлежит вести журнал регистрации несчастных случаев. Все НС на производстве должны быть расследованы, разработаны мероприятия по устранению их причин, итоги расследования должны быть оформлены документально. Самый важный процесс по результатам расследования – проведение внеочередного тестирования знаний по ОТ руководителей и специалистов.

Риск-ориентированный подход при проверке трудовой инспекции

Концепция риск-ориентированного подхода была разработана с тем, чтобы освободить от излишних нагрузок предприятия, чья деятельность не представляет опасности для окружающей среды и людей, и усилить контроль за теми работодателями, чьи нарушения трудового права и правил производственной безопасности могут иметь серьезные последствия.

Суть риск-ориентированного подхода заключается в том, что все предприятия делят на категории риска либо классы опасности. Чем выше категория – тем чаще плановые проверки.

 Делается это в соответствии с Правилами отнесения деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806.

При этом учитываются два критерия:

1. Тяжесть негативных последствий в случае нарушения компанией нормативных требований.

2. Вероятность того, что нарушение будет допущено компанией.

При определении только класса опасности рассматривается лишь первый критерий.

С 1 июля 2018 года плановые проверки проводятся по чек-листам для всех предприятий, независимо от категории риска. За нарушение, выявленное по проверочному листу, инспектор выпишет уже не предупреждение, а предписание и штраф.

Чтобы избежать таких последствий, следует хорошо подготовиться к к визиту инспектора. Для этого в справочной Системе “Охране труда” разработан новый удобный сервис самопроверки, в котором собраны все чек-листы ГИТ.

К каждому чек-листу приложены шаблоны и образцы документов, которые должны быть в наличии в вашей организации. Возьмите демо-доступ и воспользуйтесь этой возможностью.

  • Как проверки проводят с учетом риск-ориентированного подхода

Плановая проверка трудовой инспекции на 2019 год: порядок проведения

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103288-qqq-17-m1-proverki-git-po-ohrane-truda

Отстранение от работы за нарушение требований охраны труда: за несдачу экзамена, за непрохождение обучения

Имеет ли право государственный инспектор труда отстранить от работы сотрудников, которые не прошли обучение и проверку знаний по охране труда?

Законодательство обязывает работника знать и выполнять требования по соответствию охране труда. Для этого и разработана система инструктажей, которая включает:

  • Инструктаж.
  • Обучение.
  • Проверку знаний ТБ.

Отказ, или не прохождение одного из этих видов обучения по ТБ, является нарушением требований ОТ. За это работодатель обязан не допустить сотрудника к исполнению своих обязанностей, и речи о незаконном отстранении быть не может каки в случае с непрохождением медосмотра.

Нормативное закрепление

На этот указывают следующие статьи ТК:

  • 76-ая о случаях, достаточных для отстранения от работы.
  • 212-ая – об обязанности работодателя в проведении инструктажей по ТБ.
  • 225-ая – о порядке инструктажа и обучения ТБ.
  • И плюс к тому постановление Минтруда за номером 1\29.

Если сотрудник не прошел проверку знаний по охране труда

Когда возможно отстранение сотрудника от работы за нарушение требований охраны труда

Отстранение от работы при нарушении требований ОТ и ТБ – это прямая обязанность руководства компании (статья 76-ть ТК). И администрация вправе ее применить при:

  • Пропущенном вводном, первичном, повторном, внеплановом или целевом инструктаже.
  • Отказ или уклонение от обучения безопасным способам, методам и приемам работы, при том, что работодатель предоставил сотруднику эту возможность.
  • Непрохождение проверки знаний ТБ, или провал на экзаменах по охране труда.

Более серьезные нарушения правил по охране труда, выявленные представителем администрации или инспектором в процессе рабочей деятельности сотрудников, влекут за собой административное или дисциплинарное наказание.

Как правильно оформить

Отстранение будет считаться обоснованным, если получится подтвердить сам факт нарушения. То есть установить, что в данной ситуации, администрация сделала все необходимое для прохождения инструктажа или обучения, а сотрудник не выполнил эти требования. Для этого нужны такие документы по ТБ:

  • Утвержденные программы вводного и первичного инструктажа.
  • Журналы учета проведения вводного инструктажа и инструктажа, проведенного на рабочем месте.
  • Комплект инструкций по ОТ по всем профессиям.
  • Приказ о назначении ответственного по проведению инструктажей.
  • Положение по организации обучения по ОТ.
  • Программа по обучению по ОТ.
  • Приказ по созданию комиссии для контроля и проверки знаний ОТ.

Приказ

Факт отсутствия инструктажа по ТБ определяется по отсутствию подписи сотрудника в соответствующем журнале. В этом случае составляется акт о данном виде нарушения ТБ. Акт должен оформить ответственный за проведение инструктажа. Затем издается приказ, образец которого выглядит так:

  • Шапка, включающая сведения о работодателе и номер приказа.
  • Его название.
  • Причина отстранения со ссылкой на нужный нормативный документ.
  • Фамилия и должность отстраненного.
  • Указание о выплате, или невыплате заработной платы.
  • Подпись руководителя.
  • Отметка об ознакомлении сотрудника. В случае его отказа, об этом составляется акт.

Образец приказа об отстранении от работы

Порядок отстранения

Процедура отстранения такая:

  • Выявление факта нарушения.
  • Если это отсутствие инструктажа, то составляется соответствующий акт, который будет законным основанием для написания приказа.
  • Если рабочий не прошел (не сдал экзамен) по обучению ОТ, и при этом комиссия была собрана вовремя, то это основание для отстранения.
  • Сведения об этом подаются руководителю компании.
  • Затем издается приказ об отстранении от работы.
  • В табеле пропущенные дни отмечаются ка НБ (35).

Особенности и сроки

Особенностью данной причины отстранения является то, что она легко устраняется. Обычно в приказе указывается срок его действия – до момента устранения всех обстоятельств, явившихся непосредственной причиной отстранения. Сроки в этом случае такие:

  • Если дело в инструктаже, то до его проведения.
  • Если вопрос в отсутствии обучения по ТБ, то на это предоставляется месяц, в течение которого должна быть проведена повторная проверка.

Правовые последствия

Последствия не допуска следующие:

  • Период, когда работник был отстранен по своей вине, с лишением его заработной платы, в стаж для отпуска не включается.
  • Запись об этом в трудовую не делается.
  • Запись в личную карточку – не обязательно.
  • Если сотрудник в отведенный ему срок выполнил все требования, других правовых последствий он не имеет.
  • Сотрудник допускается к работе. Для того чтобы не было вопросов по продолжительности отстранения это тоже желательно оформить приказом.
  • В случае отказа от выполнения требований по ТБ следует увольнение.

Обучение по охране труда

Защита прав

Если работник считает, что в данном случае с ним поступили несправедливо, то он может:

Его целью в таком случае должно стать доказательство того, что он не прошел обучение или инструктаж не по своей вине, а по вине работодателя, который не выполнил своих обязанностей по обеспечению этих мероприятий.

Охрана труда для руководителей и специалистов описана в этом видео:

Источник: http://uriston.com/trudovoe-pravo/vzyskaniya/otstranenie/za-narushenie-trebovanij-ohrany-truda.html

Судебная практика. Работодатель правильно отстранил от работы сотрудника, не прошедшего проверку знаний по охране труда

Имеет ли право государственный инспектор труда отстранить от работы сотрудников, которые не прошли обучение и проверку знаний по охране труда?

Судебная практика. Работодатель правильно отстранил от работы сотрудника, не прошедшего проверку знаний по охране труда

    Работодатель отстранил сотрудника от работы за то, что он на очередной проверке знаний по электробезопасности не справился с заданиями. Защитить интересы работника решил профсоюз.

                    Суть дела                     

   Машинист электровоза одного из филиалов ОАО «Российские железные дороги» проходил очередную проверку знаний по охране труда. Ему были предложены вопросы по электробезопасности, на которые он не смог дать правильный ответ.

В результате машинист был отстранен от работы как не прошедший проверку знаний по охране труда. Информация об этом дошла до профсоюза, который счел действия работодателя незаконными и решил отстаивать интересы сотрудника в суде.

           Позиция профсоюза           

   В исковом заявлении и в ходе заседания представитель профсоюза настаивал на том, что машинист был отстранен от работы безосновательно. Такая позиция объяснялась тем, что, якобы, в процессе обучения по охране труда работник получил недостаточный объем знаний.

   Профсоюз также утверждал, что в билеты были включены вопросы, не относящиеся к правилам охраны труда (по электробезопасности) и к должностным обязанностям машиниста электровоза.

При проверке знаний их нельзя было ставить перед работником, поскольку те выходят за пределы квалификации сотрудника. А сама проверка была умышленно построена так, чтобы работник не смог ее пройти.

   Таким образом, вина работника, что он не смог дать правильные ответы на вопросы, отсутствует. Следовательно, машинист был отстранен от работы незаконно, и работодатель обязан выплатить ему деньги за время вынужденного прогула.

         Позиция работодателя        

   Работодателем была организована техническая учеба сотрудников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги.

В ходе обучения машинистам электровозов давали знания по конструкции локомотивов, нормативным документам, особенностям и методам вождения.

Работники должны их использовать для обеспечения безопасности движения поездов, соблюдения норм безопасности труда и охраны окружающей среды.

   Учеба проводилась с определенной периодичностью, работникам к тому же предоставлялся перечень литературы, рекомендуемый для самостоятельного изучения. Для подготовки к прохождению испытаний истцу также выдали необходимые нормативные материалы.

   Знания основ электробезопасности работнику необходимы так же, как и знания по общим правилам охраны труда, поскольку без них управлять электровозом и эксплуатировать его он не сможет.

   Однако истец посещал данные занятия нерегулярно, что свидетельствует о его недобросовестном отношении к учебному процессу.

   Таким образом, работодатель предпринял все меры для организации учебы работников и выдачи им знаний в необходимом объеме. Следовательно, сотрудник сам виноват в том, что не смог ответить на предложенные в билете вопросы, поэтому был законно отстранен от работы.

              Позиция суда               

   Изучив материалы дела и заслушав стороны конфликта, суд установил, что машинист электровоза должен знать и точно выполнять правила технической эксплуатации, инструкции по сигнализации, движению поездов и другие нормативные акты Минтранса России и ОАО «РЖД». Кроме того, он обязан знать требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте локомотивов.

                  Советует                    

   Екатерина КУЗНЕЦОВА,

   начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

   Из инструкции по охране труда локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД» следует, что знание требований электробезопасности не выходит за рамки должностных обязанностей отстраненного от работы машиниста, так как каждый машинист электропоезда должен иметь группу V по электробезопасности.

Поэтому требования профсоюза можно считать необоснованными. И работодателю в такой ситуации прежде всего необходимо проверить качество проводимого инструктажа на рабочем месте, а также провести внеплановую проверку знаний по электробезопасности персонала, чтобы выяснить, не является ли низкий уровень знаний системой.

   К работе машинистами электровозов допускаются сотрудники, прошедшие профотбор, обучение правилам охраны труда и электробезопасности и имеющие группу по электробезопасности.

   Для обучения и допуска к работе ответчик создал комиссии по проверке знаний по электробезопасности, в том числе, у машинистов электровозов.

   Ответчиком были изданы приказы об организации и проведении экзаменов по электробезопасности и внеочередной проверки знаний у работников.

По результатам проверок машинист получил неудовлетворительные оценки по знаниям электроустановок и их технической эксплуатации. Повторная сдача экзаменов ситуацию не изменила.

На этом основании он был отстранен от исполнения обязанностей приказом работодателя.

   Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что неудовлетворительные знания машиниста в области электробезопасности являются основанием для его отстранения от работы. Поскольку его трудовые функции тесно связаны со знанием и соблюдением электробезопасности.

   Согласно статье 76 Трудового кодекса работодатель обязан отстранить сотрудника от работы, если тот не прошел обучение и проверку знаний по охране труда.

Делается это на весь период времени до устранения причины, то есть до сдачи экзаменов (зачетов) по охране труда.

Если работник не прошел обучение и проверку знаний по своей вине, в период отстранения заработная плата ему не выплачивается.

   Работодатель обязан организовать обучение по правилам охраны труда в порядке, установленном Минтрудом России (ст. 212, 214, 225 ТК РФ), а работник обязан его пройти.

   В ходе заседания было установлено, что работодатель принял все меры для обучения сотрудников правилам охраны труда и электробезопасности.

Обучение проводилось в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

Данным порядком установлено, что проверка знаний проводится в объеме требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

   Довод представителя профсоюза, что вопросы по электробезопасности, предложенные машинисту, выходят за переделы его должностных обязанностей, отклонили. Безопасная эксплуатация электровоза без знаний основ электробезопасности невозможна.

   Вопросы, относящиеся к технологии ремонта и эксплуатации тех участков работы, за которые истец не отвечает, и которые, якобы, не входят в его круг обязанностей, также не могут рассматриваться как не имеющие отношения к знаниям машиниста электровоза по технике безопасности. Они позволяют оценивать состояние безопасности в процессе работы и уровень исправности эксплуатируемого оборудования, которое является источником повышенной опасности.

   Таким образом, требования профсоюза о признании отстранения машиниста электровоза от работы и выплате зарплаты за время вынужденного прогула являются необоснованными и не могут быть удовлетворены.

   Решение

   Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 декабря 2013 г. по делу № 33-14262/2013.

   Источник: e.otruda.ru

14.11.2014 12:01 Ник 2012 Комментариев: 0

Источник: http://www.ot-dist.ru/news/sudebnaja_praktika_rabotodatel_pravilno_otstranil_ot_raboty_sotrudnika_ne_proshedshego_proverku_znanij_po_okhrane_truda/2014-11-14-1183

Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации?

Имеет ли право государственный инспектор труда отстранить от работы сотрудников, которые не прошли обучение и проверку знаний по охране труда?

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда. Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года. Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая –  занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов.

Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год3.

Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  •  о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Как проходит плановая проверка

Плановой выездной проверке предшествует уведомление от контролирующей структуры. Оно должно прийти на предприятие не менее чем за три рабочих дня до появления инспекторов.

Когда проверяющие появятся на пороге вашей организации, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку. В нем должны быть указаны:

  • дата оформления распоряжения (приказа);
  • данные проверяющего (должность, ФИО);
  • место проведения проверки (название и адрес организации);
  • цели и задачи проверки (перечень вопросов, которые интересуют контролеров);
  • основание для проверки;
  • состав экспертов (если привлекаются);
  • срок проверки;
  • печать руководителя проверяющей организации и его подпись

Если инспекторам потребуется, они могут привлечь для проведения проверки экспертов в какой-либо узкой области знаний. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет целая группа инспектирующих.

Как проходит внеплановая проверка

Внеплановая проверка начинается иначе. Контролеры не всегда обязаны уведомлять о своем появлении. Так, уведомление не менее чем за сутки должно быть направлено работодателю, если мероприятие проводится:

  •  по материалам, поступившим из прокуратуры;
  • с целью проверить, как исполнено ранее выданное предписание.

О своем появлении инспекторы не предупреждают, если основанием является жалоба работника о нарушении его прав или сообщение о нарушении требований охраны труда, которое угрожает жизни и здоровью работников. Тем не менее распоряжение руководителя контролирующего ведомства должно быть на руках у инспекторов. Его отсутствие является грубым нарушением правил проведения проверок.

Процедура документарной проверки

Документарная проверка начинается с того, что на предприятие приходит уведомление из Рострудинспекции о начале контрольного мероприятия. Вместе с ним инспекторы присылают копию распоряжения своего руководителя и мотивированный запрос, в котором указан перечень документов, которые требуются проверяющим. Их перечень определяется исходя из объема контрольного мероприятия.

Трудовая инспекция не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки. Работодатель должен в течение 10 рабочих дней отправить в инспекцию копии документов, заверенные печатью организации. Если запрос поступил индивидуальному предпринимателю, и у него нет печати, допустимо отправить копии без ее оттиска.

Если работодатель не уложится в отведенный законом срок, его ждет штраф в размере от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц, и от 3000 до 5000 рублей для организаций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В течение 20 рабочих дней инспекторы рассматривают поступившие документы. Если они обнаружат противоречия, ошибки или предоставленных сведений окажется недостаточно, то потребуют от работодателя письменных объяснений.

На ответ работодателю дается еще 10 рабочих дней. Если же и пояснения их не устроят, руководитель территориального отдела Рострудинспекции издаст соответствующее распоряжение, и документарная проверка превратится в выездную.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку. Как правило, проверяющие запрашивают:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • договор аренды или свидетельство на собственность;
  • трудовые договоры с работниками;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • положение о службе охраны труда;
  • должностные обязанности руководителя по охране труда;
  • приказ о назначении ответственного по охране труда;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • карточки выдачи СИЗ работникам;
  • журналы учета выдачи СИЗ;
  • приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат. Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи.

Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты.

Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д. Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается

  1. Проверить, как выполняются правила охраны труда, может не только трудовая инспекция и прокуратура. Инспектировать эти вопросы может Ростехнадзор, Роспортебнадзор и профсоюзы.
  2. Плановые проверки трудовая инспекция всегда согласовывает с прокуратурой. О контрольных мероприятиях на предстоящий год всегда можно узнать на сайте Роструда. Информация на нем должна появиться не позднее 10 декабря текущего года.
  3. Если вы не предоставите по запросу контролеров необходимый перечень документов, документарная проверка может превратиться в выездную.
  4. Распоряжение (приказ) руководства контролирующего ведомства является обязательным атрибутом любой проверки. Без него действия инспекторов незаконны.

Источник: https://primtrud.ru/content/kto-i-kak-proveryaet-normyi-ohranyi-truda-v-organizatsii.html

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий