Как правильно применить профстандарт педиатра?

Должностная инструкция врача педиатра в соответствии с профессиональным стандартом ⋆ Citize

Как правильно применить профстандарт педиатра?

Юридический отдел «Факультета медицинского права»

  • Аккредитация
  • Профстандарты
  • Квалификация

27 марта 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 306н был утвержден профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый».

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.

2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г.

№ 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).

В настоящее время в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты для медицинских работников:

Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции

Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» был разработан в качестве замены профессиональному стандарту «Специалист по педиатрии», который утратил силу в день вступления в силу нового стандарта – 29 апреля 2017 года.

Анализируя профстандарт «Врач-педиатр участковый», мы будем сравнивать его не только с прошлой версией стандарта, но и с профстандартом «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденным Минздравом практически в то же время – 21 марта 2017 года.

Упомянутый стандарт уже анализировался нами в статье «Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» и его особенности». Эти стандарты имеют много очень схожих норм и очень много схожих недостатков.

Так, например, в профстандарте «Врач-педиатр участковый» основной целью деятельности врача-педиатра участкового определено «сохранение и укрепление здоровья детей» (по аналогии с «сохранение и укрепление здоровья взрослого населения» в профстандарте врача-терапевта участкового).

Как мы уже отмечали, такое наименование нельзя считать корректным, поскольку Формулировка «сохранение и укрепление здоровья» заимствована из пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и обозначает она проведение профилактики в сфере охраны здоровья.

Таким образом, мы вынуждены признать, что в основную цель деятельности врача-педиатра участкового не входит лечение заболеваний у детей.

В качестве обобщённой трудовой функции стандартом предусмотрено оказание медицинской помощи детям в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника. Такое определение соответствует терминологии Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Порядка оказания педиатрической помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г.

№366н и кажется нам намного более точным и юридически правильным чем весьма туманное «оказание медицинской помощи детям», которое было в прошлом профстандарте «Специалист по педиатрии».

В качестве возможных наименований должностей и профессий предусмотрено всего лишь одно наименование – «врач-педиатр участковый». Это представляют собой разительное отличие от предыдущей версии профстандарта («Специалист по педиатрии»), в котором для «специалиста по педиатрии» было предусмотрено 35 должностей.

Новый подход представляется нам вполне правильным, поскольку исходя из определения профессионального стандарта явно следует, что он является характеристикой квалификации определенного вида профессиональной деятельности.

Однако мы обращаем внимание, что поскольку данным профстандартом не охвачены такие должности (присутствующие в квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.

2015 № 707н и номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерстве здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н) как врач-педиатр и врач-педиатр городской (районный), то для них должны быть разработаны отдельные профессиональные стандарты.

Требования к образованию, обучению и опыту работы

Требования к образованию и обучению врача-педиатра участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:

  • высшее образование – специалитет по специальности «Педиатрия» завершившим обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с 2017 года или высшее образование – специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»
  • или высшее образование – специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело» и дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка по специальности «Педиатрия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

По сравнению с предыдущим профстандартом теперь в требованиях к образованию и обучению указаны конкретные специальности, что является значительным шагом вперед.

При этом, авторы профессионального стандарта сделали попытку приведения норм профстандарта в соответствия с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённым приказом Минздрава России от 08.10.

Источник: https://citize.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-vracha-pediatra-v-sootvetstvii-s-professionalnym-standartom.html

Особенности профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» (новая редакция профстандарта «Специалист по педиатрии»)

Как правильно применить профстандарт педиатра?

27 марта 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 306н был утвержден профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый».

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.

2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г.

№ 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).

В настоящее время в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты для медицинских работников:

  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал»
  • Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог»
  • Профессиональный стандарт «Провизор»
  • Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»

Терминологические проблемы определения квалификации «врач-педиатр»

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/professionalnye-standarty/osobennosti-professionalnogo-standarta-vrach-pediatr-uchastkovyy-novaya-redaktsiya-profstandarta-spetsialist-po-pediatrii/

Должностная инструкция врача-педиатра

Как правильно применить профстандарт педиатра?

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать

должностную инструкцию] [число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция врача-педиатра

[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Врач-педиатр относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2.

На должность врача-педиатра принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по одной из специальностей “Лечебное дело”, “Педиатрия” и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности “Педиатрия” или профессиональная переподготовка по специальности “Педиатрия” при наличии послевузовского профессионального образования по специальности “Общая врачебная практика (семейная медицина)”; сертификат специалиста по специальности “Педиатрия”; без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Врач-педиатр должен знать:

– Конституцию Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

– общие вопросы организации педиатрической помощи в Российской Федерации и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой помощи и др. учреждений, связанных с обслуживанием детей;

– правила выдачи справок и листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;

– принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам “риска”;

– вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний;

– вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей;

– вопросы санпросветработы с родителями и детьми;

– санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей, противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

– анатомо-физиологические особенности организма плода и ребенка;

– взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию;

– физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды;

– принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей;

– основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем;

– показатели гомеостаза в норме и патологии;

– основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы коррекции;

– физиологию и патофизиологию системы кроветворения;

– кровообращения, дыхания, пищеварения и др.;

– современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний;

– современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний;

– современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояний;

– основы фармакотерапии детского возраста;

– механизм действия основных групп лекарственных веществ;

– показания и противопоказания к их применению;

– осложнения, вызванные их применением;

– диетотерапию при различных видах патологии;

– основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте;

– принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре;

– вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях, санаторно-курортное лечение;

– принципы организации медицинской службы гражданской обороны;

– формы планирования и отчетности своей работы основы трудового законодательства;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

– санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.

2. Должностные обязанности

Врач-педиатр:

2.1. Оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка, школьную зрелость.

2.2. Рассчитывает содержание и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста.

2.3. Оценивает детей по принадлежности к группам здоровья, дает рекомендации по воспитанию и вскармливанию, выделяет детей группы риска.

2.4. Получает информацию о здоровом и больном ребенке.

2.5. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.6. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.7. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

2.8. Оформляет и направляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания.

2.9. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.

2.10. Организует и контролирует работу среднего медицинского персонала.

2.11. Ведет необходимую медицинскую документацию.

2.12. Составляет план своей работы, отчет о работе педиатрического участка (отделения) за год и проводит анализ этой работы.

2.13. Проводит анализ детской смертности на участке, анализ эффективности диспансеризации.

2.14. Организует стационар на дому.

2.15. Осуществляет пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний.

2.16. Организует и проводит иммунопрофилактику у детей.

2.17. Разрабатывает и выполняет индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов.

2.18. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.

2.19.

Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического режима, оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

2.20. Систематически повышает свою квалификацию.

2.21. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Врач-педиатр имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию своей работы.

3.3. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством].

4. Ответственность

Врач-педиатр несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-vracha-pediatra

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий