Как правильно в должностных инструкциях отражать уровень образования: высшее или высшее профессиональное?

Содержание
  1. Статья. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя
  2. 1. Если в законе есть требования к квалификации работника
  3. Что делать работодателям:  
  4. 2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения
  5. Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю
  6. Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:
  7. Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:
  8. Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?
  9. Рабочая группа по внедрению профстандартов
  10. Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию
  11. Как должно быть отражено образование сотрудника в его трудовой книжке
  12. Особенности занесения информации об образовании
  13. Нюансы внесения записи о незаконченном образовании
  14. Какие сведения должны отражаться в трудовой книжке
  15. Краткий словарь кадрового сотрудника
  16. Особенности и порядок внесения записи об образовании сотрудника
  17. О профcтандартах просто и понятно: как читать требования к образованию (глава 5) · энциклопедия начинающего предпринимателя
  18. Куда делось начальное профобразование?
  19. Где получают среднее профобразование
  20. Как соотнести новые уровни образования с прежними
  21. Что такое дополнительные профессиональные программы
  22. Как прописать профиль образования в должностной инструкции
  23. Форум
  24. Должностные инструкции: что? как? зачем?
  25. Как правильно составить должностную инструкцию
  26. Правовая основа составления должностных инструкций
  27. Общие рекомендации по разработке должностных инструкций
  28. Должностная инструкция преподавателя
  29. 1. Общие положения
  30. 2. Должностные обязанности
  31. 3. Права
  32. 4. Ответственность

Статья. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

Как правильно в должностных инструкциях отражать уровень образования:  высшее или высшее профессиональное?

Обучение в Контур.Школе

Повышение квалификации и профпереподготовка для бухгалтеров и кадровых специалистов

Выбрать курс

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

1. Если в законе есть требования к квалификации работника

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов». 

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Категория работников Где установлены требования к квалификации Вывод
Педагогический работник ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Педагогические работники обязаны соответствовать требованиям к квалификации, прописанным в законе, ТК РФ и профессиональных стандартах для педагогов
Главный бухгалтер в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Для главного бухгалтера организаций, перечисленных в ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете, обязательны требования к квалификации, установленные профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н)
Работники в сфере госзакупок по закону № 44-ФЗ ч. 6 ст. 38, ч. 5 ст.39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Квалификация работников контрактной службы, контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должна соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ и профстандартам в этой сфере:

Что делать работодателям:  

  1. Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть.

    Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.  

  2. Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ.

     В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст.

    7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

     

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса.

Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты.

Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям.

 На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт.

На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы).

В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель.

Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений.

В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта.

Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании.

Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона  от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике.

А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует.

Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию.

Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации.

Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым.

Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации.

Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов.

Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п.

 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации

и (или)

  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/237

Как должно быть отражено образование сотрудника в его трудовой книжке

Как правильно в должностных инструкциях отражать уровень образования:  высшее или высшее профессиональное?

В любой организации руководитель обязан заниматься внесением информации в трудовые книжки сотрудников, строго следуя всем правилам и порядку.

Правительственная Инструкция содержит четко прописанные правила, которые относятся к тому, как грамотно и корректно необходимо вести и хранить документы о профессиональной деятельности каждого служащего.

Как и иные сведения, образование в трудовой книжке следует отражать. Но не все работники и работодатели знают, как сделать это правильно.

Трудовая книжка играет роль носителя не только записей, связанных с профессиональной деятельностью работника, но и информации об имеющемся образовании. Это касается как периода приема сотрудника в организацию, так и того, когда им посещались либо дополнительные курсы, либо курсы повышения квалификации.

Так, большая часть работников кадрового отдела придерживается следующей точки зрения: в документ о профессиональной деятельности стоит вносить все сведения, подтверждающие профессию и специализацию гражданина. Вместе с тем в выданных дипломах по окончании обучения содержится информация исключительно о специальности работника или профессии. Также в документе отражается и квалификация специалиста.

Особенности занесения информации об образовании

На протяжении долго времени трудовая книжка играла одну из главных ролей в жизни любого человека. Но сегодня ведение этого документа не так важно, как несколько лет назад. Многие граждане предпочитают обходиться заключением обычного договора о трудоустройстве.

Казалось бы, наличие такого документа обеспечит спокойную и беззаботную жизнь после выхода на заслуженный отдых. Однако подобной точки зрения придерживаются далеко не все. Та часть граждан, которые решили не исключать из своей жизни трудовые книжки, должна помнить, что ее оформление осуществляется только в том случае, если сотрудник проработал в организации более одной рабочей недели.

Теперь что касается занесения информации, связанной с образованием кандидата. Образование бывает:

  • основным общим,
  • средним общим,
  • начальным профессиональным,
  • средним профессиональным,
  • высшим профессиональным,
  • послевузовским профессиональным,
  • незаконченным.

Последний вариант не все трактуют правильно. Все дело в том, что незаконченное образование бывает определенного уровня: к примеру, высшего. И всю информацию, относящуюся к этому виду образования, необходимо вносить в трудовую книжку исключительно после того, как гражданин представит весь перечень требующихся для подтверждения документов. Чаще всего это следующие:

  • аттестат,
  • удостоверение,
  • диплом и прочие.

Нюансы внесения записи о незаконченном образовании

Неполным или незаконченным чаще всего бывает высшее профессиональное образование. Оно приписывается тем гражданам, которые по каким-либо веским причинам не закончили обучение.

То есть они не усвоили знания основной программы образования, являющимся высшим профессиональным, но при этом удачно преодолели промежуточное аттестационное мероприятие. Обо всем этом говорится в ст.

6 Федерального закона, в законе о высшем образовании.

В результате гражданин получит диплом установленного образца – документ о незаконченном либо неполном образовании.

Если работодатель столкнется с таким кандидатом на рабочее место, он не должен беспокоиться в плане того, как ему поступать в этом случае. Все довольно просто.

Как только будущий работник предъявит работодателю документ о своем образовании, второй может без проблем заниматься оформлением.

Так, руководителю или иному доверенному лицу необходимо внести соответствующую запись в трудовую книжку в специально предназначенной для этого строке.

Кроме диплома, от работника также можно потребовать предъявление и иных документов, к примеру:

  • студенческий билет,
  • зачетная книжка,
  • справка с места учебы и прочие.

Это делается в том случае, если по каким-то причинам соискатель не может предоставить главный документ. Данное явление не редкость, поэтому можно пойти на компромисс. Но это не значит, что сотрудника тут же следует принимать на работу и оформлять. Лучше не торопиться и подождать того момента, когда будущий работник все-таки предъявит все необходимые документы.

Несколько усложняет ситуацию тот факт, когда выясняется, что человек, который изъявил желание работать, не имея полного образования, в это же время обучался на бакалавра. Существует главное отличие высшего профессионального образования от высшего образования со степенью бакалавра.

Вообще, эти два вида имеют разницу только в плане присвоения профессии и специализации. Иными словами, если человек получает документ бакалавра, то ему присвоен исключительно профиль, а никак не специализация или профессия. Последнее присваивается только после того, как гражданин закончит обучение в магистратуре. Все это установлено законодательством.

Таким образом, виды образования в трудовой книжке необходимо отражать, строго следуя инструкции.

Какие сведения должны отражаться в трудовой книжке

Исходя из требований, работодатель или ответственное лицо имеют право вносить в документ о профессиональной деятельности информацию, которая имеет прямое отношение к периоду обучения сотрудника. Это, как правило:

  • курсы повышения уровня профессионализма;
  • школа по переподготовке.

Если же сотрудник был принят на рабочее место в первый раз, но до этого времени обучался, то подобные сведения не отражаются нигде.

Кроме того, в документ о профессиональной деятельности работника обязательно следует занести информацию, связанную со специализацией либо с должностью.

Но как известно, в любом правиле есть исключения. Так и в данном случае. Не только работодателю, но и работнику необходимо помнить о том, что многие специалисты в области трудового права придерживаются следующей точки зрения: в трудовой книжке должна содержаться информация, касающаяся присвоения гражданину определенной должности и специализации.

Для подобных случаев предусмотрены специально составленные инструкции и правила, дабы не действовать как угодно, а придерживаться норм.

Краткий словарь кадрового сотрудника

Прежде чем переходить непосредственно к порядку внесения соответствующей записи в трудовую книжку, следует ознакомиться с основными терминами.

  1. Специализация или специальность. Под этим термином принято понимать конкретные знания, навыки и умения человека, которые приобретены на протяжении всего периода обучения и выступают в роли ориентира для применения их в какой-либо профессиональной сфере и строго в рамках соответствующей профессии.
  2. Профессия. Что касается этого термина, то он в переводе с латинского означает «выступление на публике». Сегодня под данным термином понимается определенная деятельность гражданина, которая при этом требует необходимого обучения, установленной подготовки, имеет регулярную практику и никак не связана с увлечениями и хобби человека, с помощью чего появляется возможность обеспечить себе источник заработка.

Также профессией можно назвать и тот род деятельности, фундаментом которого служит набор тех же знаний, навыков и умений, принадлежащих отдельно взятому человеку. Точные названия профессий содержатся в документе – Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Как специальность, так и профессию следует указывать только при наличии определенного перечня документов, относящихся к образованию будущего работника.

Особенности и порядок внесения записи об образовании сотрудника

Бывают случаи, когда гражданин трудоустраивается, не имея при этом ни должности, ни специализации. Из этой ситуации есть выход: руководителем или иным доверенным лицом указывается профессия в соответствии с будущим рабочим местом. Вместе с названием должности в документе о профессиональной деятельности необходимо отразить и группу.

Как правило, эти группы делятся, исходя из ряда оснований, таких как:

  1. Виды выполняемой деятельности в организациях.
  2. Масштабы действия.
  3. Способы замещения.
  4. Замещение на данное время:
  • 5 группа должностей высшего уровня;
  • 4 группа должностей главного уровня;
  • 3 группа должностей ведущего уровня;
  • 2 группа должностей старшего уровня;
  • 1 группа должностей младшего уровня.

В соответствующем разделе документа о профессиональной деятельности сотрудника, а именно связанного с приемом, переводом и сокращением, следует внести сведения в плане того, в какую конкретно организацию осуществляется трудоустройство гражданина с указанием должности. Делается это строго в соответствии с правилами и нормами Трудового кодекса РФ. Чтобы внести определенную запись об образовании в трудовую книжку, понадобится следующее:

  • документ, подтверждающий уровень полученного образования гражданина;
  • трудовая книжка служащего либо ее незаполненный бланк;
  • печать предприятия, на которое трудоустраивается работник.

Когда гражданин поступает на рабочее место, а трудовая книжка не была оформлена, в этом случае сотрудник кадрового отдела на чистый лист документа о профессиональной деятельности вносит личные данные работника строго в соответствии с имеющимися документами. Затем указывается вся информация, связанная с самим образованием, а именно статус сотрудника. Обратите внимание, что все внесенные сведения должны быть подтверждены соответствующими документами.

  • Если вы не знаете о том, стоит ли при оформлении ссылаться на документ, можете заглянуть в правила, в которых содержится вся информация на предмет того, как точно необходимо вносить какие-либо записи. Так, например, данные диплома или другого документа об образовании не вносятся.
  • На тот случай, если служащий проходил дополнительные курсы, работник кадровой службы обязан отразить это в документе о профессиональной деятельности. Подобная запись вносится таким же образом, как и иные сведения, связанные с работой. Делается это так:
  1. Для начала отмечается номер записи по порядку строго арабскими цифрами.
  2. Затем ставится фактическая дата начала обучения и его окончания.
  3. После чего в месте, отведенном для сведений о работе, указывается название учреждения, в котором работник обучался.
  4. Далее в разделе, связанном с основаниями для записи, вписывают серию и номер предоставленного сотрудником документа.
  5. Заверяют внесение информации печатью организации и подписью ответственного за подобные действия лица.
  • Если сотрудник получил высшее образование, соответствующую запись также следует внести в трудовую книжку. Для этого в специально отведенном пункте на титульном листе поставьте запятую сразу после предыдущей записи и впишите все необходимое. В пункте о профессии и специальности аналогично ставится запятая и вносятся сведения, относящиеся к наименованию той специализации, которой обучался работник.

Источник: https://opersonale.ru/kadrovyj-uchet-i-deloproizvodstvo/trudovaya-knizhka/kak-dolzhno-byt-otrazheno-obrazovanie-sotrudnika-v-ego-trudovoj-knizhke.html

О профcтандартах просто и понятно: как читать требования к образованию (глава 5) · энциклопедия начинающего предпринимателя

Как правильно в должностных инструкциях отражать уровень образования:  высшее или высшее профессиональное?

12:21, 03 октября 2016 9   2   4194

Читать Главу 1. Главы 2-3. Главу 4.

У работника должно быть либо начальное профессиональное образование, полученное до 2014 года, либо среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), полученное после 2014 года.

Куда делось начальное профобразование?

Сразу начну с того, что в ПС вы не найдете требования о начальном профессиональном образовании. И причина в том, что такого образования у нас сейчас просто нет! По новому закону «Об образовании» это понятие перестало существовать с 2014 года. Осталось только среднее профессиональное и высшее профессиональное образование трех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура).

А как же рабочие профессии? Они остались, но теперь предполагается готовить рабочих в рамках среднего профессионального образования. Поэтому, читая требования к образованию в профстандарте, вы можете увидеть такую формулировку:

Среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Это означает, что у работника должно быть либо начальное профессиональное образование (ПТУ), полученное до 2014 года, либо среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), полученное после 2014 года. Это в настоящее время одно и то же, тождественные уровни образования.

Где получают среднее профобразование

Где можно получить среднее профессиональное образование? В колледже и техникуме, училищ сейчас практически нет. В любом случае нужно смотреть в дипломе на тот уровень образования, который, собственно, он и подтверждает.

В некоторых лицеях дают начальные профессиональные навыки. Но лицей — это разновидность школьного (общего среднего) образования, а не профессионального. Эти «корочки», выданные лицеем, мы не можем принять в качестве подтверждения квалификации.

Как соотнести новые уровни образования с прежними

Еще один важный момент. Для некоторых сфер производства профстандарты еще не приняты, поэтому мы квалификацию сверяем по  справочникам, в которых встречаются старые виды образования: среднее техническое, высшее техническое, среднее специальное.

Здесь мы рассуждаем логически. Если специальность связана непосредственно с промышленностью и производством, то образование относится к техническому. В дипломах указана квалификация «технолог», «инженер».

А гуманитарии – это специальное образование (учителя, фельдшеры, бухгалтеры).

Что такое дополнительные профессиональные программы

Теперь  определимся с такой формулировкой, которая встречается в профстандартах:

Дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Что это такое? Закон «Об образовании» выделяет следующие виды дополнительного профобучения:

  • программы переподготовки (получают диплом о профессиональной переподготовке, длительность не менее 250 часов),
  • программы повышения квалификации (получают удостоверение о повышении квалификации, длительность не менее 16 часов)

Но имейте в виду, что длительность программ была иной  до 2014 года. Программа повышения квалификации не могла быть меньше 72 часов, а программа переподготовки – не менее 500 часов. Принимая у работников документы, выданные до 2014 года, обращайте внимание на длительность обучения.

Получается, что свидетельство о прохождении курса длительностью 24 часа не будет относиться к документам, подтверждающим наличие у работника дополнительного проф.образования или свидетельством о переподготовке.

К программе повышения квалификации это свидетельство также не будет иметь отношения, поскольку повышение предусматривает дополнительные знания по уже имеющейся, полученной профессии.

Надо еще сказать, что прежними документами разрешалось организовывать обучение работников по программам профподготовки на самом предприятии. Но сейчас на любую образовательную деятельность нужно получать лицензию.

То есть, обучать на предприятии можно, только получив сначала лицензию. Именно после лицензирования появляется право проводить итоговую аттестацию и выдавать документ о прохождении обучения.

А так, в отсутствие лицензии, можно выдавать только справку об обучении, которую никуда не пришьешь.

В следующей части мы поговорим  об обязательности профстандартов, кому внедрять, а кому не обязательно.

Источник: http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/kadrovye-dokumenty/o-professionalnyx-standartax-prosto-i-ponyatno-glava-5/

Как прописать профиль образования в должностной инструкции

Как правильно в должностных инструкциях отражать уровень образования:  высшее или высшее профессиональное?

ТК РФ необходимо выполнить поочередно ряд довольно сложных процедур (утвердить порядок аттестации, списки, провести аттестацию, предложить работникам, признанным не соответствующим занимаемой должности, вакансии и т.д.). Просто так уволить работника, повысив требования к уровню образования по должности, им занимаемой, нельзя.

Примеры из практики: оспариваемые работником действия работодателя не повлекли признания его новой должностной инструкции с повышением требований к квалификации работника незаконной. Суд признал требования работодателя не противоречащими Квалификационному справочнику и не нарушающими права работника (см. кассационное определение Суда Еврейской автономной области от 21.12.

2011 по делу № 33-569/20111). См.

Форум

  • Отказ работника от проставления подписи в ознакомлении с новой должностной инструкцией по той же должности не формирует основание для увольнения, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).
  • Работодатель вправе во вновь вводимой должностной инструкции изменить/повысить требования к квалификации работника, в том числе с учетом уже утвержденных профстандартов. Однако уволить работника сразу после утверждения новой должностной инструкции по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет нельзя. Для использования данного основания для прекращения трудового договора с работником необходимо выполнение всех требований законодателя к процедуре проведения аттестации работников, а также процедуры предложений вакансий перед увольнением (требования ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Должностные инструкции: что? как? зачем?

Не вдаваясь в подробности разработки новых должностных инструкций для вновь введенных должностей, а также для принимаемых на работу работников, рассмотрим случаи и спорные вопросы использования должностных инструкций как рычага воздействия на уже давно работающих на предприятии работников в зависимости от конкретных целей работодателя. Цель 1: уволить работников с низким уровнем квалификации Средство: изменение квалификационных требований в должностной инструкции Изменить требования к квалификации работника, уже работающего, конечно, можно. Чаще всего работодатели просто …. повышают требования к уровню образования работника или же уточняют его профиль.

Например, вместо требования о наличии «образования не ниже среднего профессионального» устанавливают обязательность наличия «высшего образования (программы бакалавриата)».

Как правильно составить должностную инструкцию

Важно Однако для некоторых общеобразовательных учреждений, например, школ, этого недостаточно, возникает потребность в составлении разных должностных инструкций в зависимости от более узкой специализации должности учителя — учитель начальных классов, учитель математики, учитель русского языка и др. Должностная инструкция разрабатывается администрацией учреждения, согласовывается с юристом или кадровиком, утверждается руководителем учреждения. В правом верхнем углу ставится гриф «Утверждаю» или «Утверждена» за подписью руководителя учреждения, с ее расшифровкой и с датой.

Правовая основа составления должностных инструкций

В этом случае работодатель просто не учитывает риск потери времени и трудовых ресурсов собственных юристов в судах, риск внеплановой проверки предприятия государственной инспекцией труда или иным органом, осуществляющим функции по надзору за соблюдением законодательства в определенной сфере деятельности. Пример: работник был уволен работодателем по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с тем, что тот отказался от ознакомления и подписания новой должностной инструкции. В ходе рассмотрения спора по иску работника о восстановлении на работе суд установил, что новая должностная инструкция никаких существенных изменений условий трудового договора работника не предусматривает, вносит лишь уточнения в рамках тех же должностных обязанностей.
То есть обстоятельств, понудивших работодателя для проведения процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ, фактически не сформировалось.

Общие рекомендации по разработке должностных инструкций

Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0) — несмотря на то, что не относится к документам, обязательным в учреждении.

В первую очередь, в ней отражаются квалификационные требования к той или иной должности, более полно по сравнению с трудовым договором прописаны должностные обязанности и ответственность за их невыполнение.

Кроме этого, должностная инструкция поможет обосновать отказ в заключении трудового договора, если в ней прописаны более высокие требования к кандидату, чем установлено квалификационными справочниками, расторгнуть трудовой договор, если работник не выдержал испытательный срок, привлечь его к дисциплинарной ответственности, если работник не справляется со своими должностными обязанностями, и т. д. При разработке должностной инструкции применяются различные справочники (ЕКС, ЕТКС).

В должностной инструкции инженера по пожарно-охранной сигнализации прописано: высшее или среднее профессиональное образование (профессиональная подготовка) Вновь поступающий должен проходить по этому критерию. Либо смягчаете условие должностной инструкции.

Аттестация аттестацией, а требования по образованию для занятия определенной должности это отдельный вопрос. Есть должности, где это критически важный вопрос — сфера медицины например, должность инженера в общем тоже- не зря же в институте для этой должности столько лет учиться надо.

Должности с навыками и обязанностями, которые человек получает в процессе получения образования по специальности — соответствует заработная плата по рынку.

В вашем случае, можно придумать должность, у которой будут некоторые обязанности инженера по пожарной сигнализации, но это не должна быть должность инженера, если нет соответствующего образования.

Внимание Цель: расширение круга обязанностей Средство: изменение объема должностных обязанностей в инструкции Расширять круг обязанностей работника, менять их объем в любую сторону не противоречит закону.

Однако вероятность допустить одну, но весьма существенную ошибку, чрезвычайно велика, так как определить грань между обязанностями по одной должности и обязанностями по другой бывает весьма сложно.

Ошибка 1: расширение должностных обязанностей, признаваемое существенным изменением трудовых обязанностей работника, что является нарушением положений ст. ст. 57, 60, 72 ТК РФ. Ошибка 2: изменение трудовой функции работника в одностороннем порядке, что недопустимо в силу запрета, установленного ст.

74 ТК РФ. Обоснование ошибок: В соответствии с абз. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации.

Источник: http://law-uradres.ru/kak-propisat-profil-obrazovaniya-v-dolzhnostnoj-instruktsii/

Должностная инструкция преподавателя

Как правильно в должностных инструкциях отражать уровень образования:  высшее или высшее профессиональное?

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать

должностную инструкцию] [число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция преподавателя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.

приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Преподаватель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2.

На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность преподавателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;

– основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательной организации, а также основы экономики, организации производства и управления;

– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

– основы трудового законодательства;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– трудовое законодательство;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

– [иные знания].

1.5. Преподавателю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов преподавателя;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Преподаватель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Преподаватель:

2.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2.2. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

2.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

2.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

2.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т. ч. ведение электронных форм документации).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

2.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.

2.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.26. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Преподаватель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Преподаватель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-prepodavatelya

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий