Как применяются профстандарты для образовательного учреждения?

Содержание
  1. Профстандарт педагога 2019: внедрение и применение | Читайте статьи журнала Директор по персоналу
  2. Зачем потребовалось введение профстандарта педагога
  3. Введение профстандарта педагога актуально для специалистов, занимающихся:
  4. Работодателю необходимо знать, что профстандарт будет применяться при:
  5. Каковы сферы применения профстандарта педагога
  6. Порядок внедрения профстандарта педагога профессионального образования
  7. Функционал специалистов направлен на работу:
  8. Профстандартом установлены требования к уровню образования педагога. Специалист обязан иметь:
  9. Как применяется профстандарт педагога ДОУ
  10. В трудовые функции входит:
  11. Профстандарты: какого уровня образования достаточно для продолжения работы?
  12. Профстандарты применяются:
  13. Функции профстандартов:
  14. Образование и квалификация
  15. Вопросы от участников
  16. Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?
  17. Уже утверждены профстандарты для:

Профстандарт педагога 2019: внедрение и применение | Читайте статьи журнала Директор по персоналу

Как применяются профстандарты для образовательного учреждения?

Профстандарт педагога применяется образовательными учреждениями при приеме сотрудников на работу. Что нужно знать работодателю об утверждении профстандарта педагога 2019 – об этом в материале статьи.

Зачем потребовалось введение профстандарта педагога

Профстандарт педагога содержит общую характеристику квалификации, которая необходима профессиональному специалисту для выполнения педагогической деятельности.

Во всех сферах деятельности внедрение профессиональных стандартов стало заменой устаревших квалификационных справочников специалистов. Актуализировались требования к работникам, которые претендуют на соответствующие должности.

В сфере образования профессиональные стандарты позволят применять современные методики обучения, соответствующие реальной ситуации и требованиям, которые диктует рынок труда.    

Введение профстандарта педагога поможет проводить разработку профессиональных образовательных стандартов на федеральном уровне, создавать должностные инструкции для специалистов, занимающихся профессиональным обучением, воспитанием детей.

Новые требования профессиональных стандартов четко и детально описывают функциональные обязанности педагога, а так же его роль в сфере младшего, среднего, старшего дошкольного, общего начального, основного, среднего образования.

 

Справка

Введение профстандарта педагога актуально для специалистов, занимающихся:

  1. разработкой, реализацией программ по отдельным учебным дисциплинам в рамках общих образовательных программ;
     
  2. планированием, проведением занятий по учебным программам;
     
  3. анализом эффективности методик обучения, усвоенных на занятиях знаний;
     
  4. контролем и оценкой основных учебных достижений;
     
  5. проведением объективной оценки знаний с применением общепринятых методик контроля с учетом возможностей детей;
     
  6. разработкой методик и формированием учебных действий;
     
  7. осуществлением мотивации к обучению;
     
  8. формированием навыков, которые связаны с применением информационно-коммуникационных технологий.

Введение профстандарта педагога с 01.01.17 года, утвержденного приказом Минтруда России 18 октября 2013 года под номером 544н, позволит работодателю учитывать требования, определяющие квалификацию педагогических сотрудников. В основной перечень входит:

Эти условия необходимы для надлежащего выполнения возложенных профессиональных обязанностей. Несмотря на то, что документ разработан и утвержден в 2013 году, к обязательному применению рекомендован с 2017 года.

Причиной такого решения стала недоработка профессионального стандарта, что вызвало волнения в педсообществе. После утверждения стандартов началась апробация их применения в 43 пилотных субъектах РФ.

На базе образовательных учреждений создали стажировочные площадки.  

В 2017 году документ стал основополагающим, на его основании определяют совокупность профессиональных и личностных компетенций педагогических работников. С учетом профстандарта детализируют определенные знания, умения, которыми обязан владеть педагог, подробно описываются трудовые функции, разделенные по модулям предметных областей. 

Работодателю необходимо знать, что профстандарт будет применяться при:

  1. формировании кадровой политики;
  2. управлении персоналом;
  3. организации обучения, аттестации;
  4. разработке должностных инструкций;
  5. заключении договоров;
  6. установлении систем оплаты труда.

Профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, поможет повышению уровня педработников. С помощью документа можно разрешить задачи по планированию, реализации кадровой политики, установлению систем оплаты труда, учитывая актуальные требования.  

При проведении аттестации будут учитываться и нововведения.

Соответственно профстандарт повлияет на все сферы деятельности педагогического состава, что не станет проблемой для тех, кто привык использовать в своей работе современные методы и усовершенствованные технологии подачи нового материала.

Однако специалистам придется дополнительно освоить определенные виды трудовых действий, навыков и при необходимости повысить общий квалификационный уровень, чтобы полностью соответствовать новым требованиям профессиональных стандартов.    

Работодатели смогут получить квалифицированные кадры. Структурные изменения в обществе меняют все основные потребности, в том числе в процесс изменений включается сфера образования.

Педагог обязан владеть современными средствами информации, коммуникаций, технологий, освоить преподавательские навыки воспитания молодого поколения в политкультурной среде, обладать компетенциями переводчика, уметь находить подход ко всем участникам образовательного процесса, разрабатывать индивидуальные программы по развитию детей.   

Возможно, вам будет интересно узнать:

Каковы сферы применения профстандарта педагога

Внедрение профстандарта педагога утверждено приказом номер 544н, рекомендовано для применения в дошкольных, начальных и общих средних образовательных учреждениях.

Сфера применения профстандарта педагога:

Прием на работу Учитываются знания, умения, опыт в соответствии с принятым документом
Проведение аттестации Региональные органы исполнительной власти обязаны проводить аттестацию с учетом разработанного профессионального стандарта
Разработка систем оплаты труда Оплата устанавливается с учетом квалификации, опыта, умений и знаний преподавателей

Цели применения документа:

установка соответствующей квалификации, влияющей на результативность обучения, воспитания, развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного, школьного возраста;

обеспечение надлежащего уровня подготовки педагога с целью достижения высокой результативности деятельности;

обеспечение достаточного уровня информированности о соответствующих требованиях, предъявляемых с учетом профстандартов;

обеспечение вовлеченности сотрудников в решение задач повышения уровня качества образовательного процесса.

Работодатель обязан учитывать требования профстандарта педагога при разработке и изменении кадровой политики, определении эффективных методов управления персоналом, планировании обучения, повышения квалификации, проведении аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и создании систем оплаты труда.

Скачать чистый бланк >>>

Порядок внедрения профстандарта педагога профессионального образования

Внедрение профстандарта педагога профессионального образования проводится для регламентирования основных квалификационных требований к сотруднику. Педагогическая деятельность представляет собой сложную и многогранную сферу, в которой значение уделяется всем аспектам работы.

На сегодняшний день разработано несколько обширных документов, регламентирующих требования, предъявляемые к педагогам, работающим с различными категориями обучающихся. Охвачены все категории – от детей младшего возраста до специалистов, получающих профессиональную подготовку.

 В число профстандартов входит и документ, устанавливающий требования к квалификации, знаниям, умениям педагогов, занимающих должностные позиции учителя, воспитателя.

В требованиях содержатся рекомендации к квалификации педагогов дополнительного образования, которые работают не только с детьми, но и с взрослыми учениками.

Деятельность педагогов профессионального образования подразделяется по категориям обучения, основного и дополнительного профессионального образования.

Справка

Функционал специалистов направлен на работу:

  1. в учреждениях среднего профессионального уровня;
  2. в области разработки основных методик обучения;
  3. в организациях высшего профессионального образования: университетах, академиях.    

Применение профстандарт педагога профессионального образования направлено на учет требований к специалистам, обучающих лиц со средним, высшим профессиональным образованием и отвечающих за реализацию общих программ дополнительного обучения. Для педагогов стандартами предусмотрены несколько видов трудовых функций, требующих наличие соответствующих знаний, умений, навыков, к ним относится:

организация полноценного освоения программ и учебных модулей;

контроль за процессом обучения;

оценка качества усвоения учебного материала;

разработка содержательных и методических частей программ и моделей.

Все функции требуют от педагога способностей преподавать учебный материал таким образом, чтобы учащиеся смогли максимально быстро и эффективно его усвоить. Для разработки программ и модулей необходимо проанализировать и осмыслить огромное количество ранее изданного учебного материала.  

Профстандартом установлены требования к уровню образования педагога. Специалист обязан иметь:

  1. среднее или высшее профессиональное образование уровня бакалавриата по соответствующему направлению;
     
  2. среднее или высшее образование уровня бакалавриата по любому направлению и переподготовку по преподавательскому направлению профессиональных программ;
     
  3. при преподавании спецдисциплин – документ о повышении квалификации по соответствующему виду направления.

На основании действующего трудового законодательства все специалисты обязаны проходить периодическое обучение и проверку полученных знаний в сфере охраны труда. Кроме этого, не реже одного раза в три года осваивать дополнительные современные программы обучения.  

Как применяется профстандарт педагога ДОУ

Профстандарт педагога ДОУ содержит требования к воспитателю, отражает специфику работы в дошкольном учреждении.

Справка

В трудовые функции входит:

  1. разработка общеобразовательных программ для детей младшего, среднего, старшего возраста;
  2. создание комфортной и безопасной среды;
  3. поддержание психологического благополучия;
  4. корректировка и планирование образовательных задач;
  5. мониторинг индивидуальных способностей каждого ребенка.

К необходимым умениям относится:

организация всех видов деятельности детей с учетом возраста;

применение основных методик физического, личностного, познавательного развития согласно программам обучения;

применение психолого-педагогического анализа, мониторинга;

обучение всем видам развивающей деятельности;

построение партнерского взаимодействия с родителями.

В профстандарт педагога 2019 ДОУ включены необходимые знания:

специфики дошкольного образования, особенностей организации работы с детьми разного возраста;

основы психологического подхода;

основные закономерности развития в раннем и дошкольном периоде;

основы теории физического, личностного, познавательного развития.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Источник: https://www.hr-director.ru/article/66822-qqq-17-m8-profstandart-pedagoga-2017

Профстандарты: какого уровня образования достаточно для продолжения работы?

Как применяются профстандарты для образовательного учреждения?

Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда.

В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности.

Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли  117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.

— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда.

В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению.

Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

Профстандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Функции профстандартов:

  • Определить трудовой функционал работника.
  • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
  • Создать программы профессионального обучения.
  • Провести независимую оценку квалификации.

     

— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет.

Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников. 

Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

Образование и квалификация

Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно.  Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что  человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя.

Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст.

196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Вопросы от участников

1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?

— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.

2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?

Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.

Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится.

 И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт “Педагог” относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо – резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков.

Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется.

Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

— Этот стандарт – необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. – Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий