Как провести стажировку водителей?

Содержание
  1. Требования к водителю при приеме на работу, обязательна ли стажировка
  2. Когда проводится стажировка?
  3. Основные правила проведения стажировки
  4. Основные этапы стажировки
  5. Выезд на линию – ключевой этап стажировки
  6. Завершающий этап стажировки
  7. Проведение стажировки водителей при приеме на работу
  8. Понятие стажировки
  9. Цель проведения
  10. Оплачивается ли данный период?
  11. Правила проведения
  12. Как выполняется процесс?
  13. Итоги испытания
  14. Справка о прохождении стажировки
  15. Сроки проведения
  16. Правила оформления
  17. Требуется ли отдельный договор?
  18. Правила издания приказа
  19. Ответственность за нарушения
  20. Заключение
  21. Стажировка водителей при приёме на рабоу
  22. Стажировка водителя: для новичков
  23. Стажировка водителей: в каких случаях она необходима
  24. Правовая база стажировки водителей
  25. Стажировка: практические вопросы
  26. Стажировка: сколько она длится
  27. Стажировка водителей: к вопросу об оплате
  28. Стажировка: как оформляются итоги
  29. Особенности стажировки водителей
  30. При приеме на автобусный маршрут
  31. Водитель автобуса должен:
  32. Некоторые положения
  33. Категории водителей, подлежащих стажировке
  34. Ответственность за стажировки
  35. Как проходит стажировка водителей при приеме на работу: правила и порядок проведения – Ваш юридический консультант по трудовому праву
  36. Согласно законодательству, стажировка является обязательной процедурой:
  37. Порядок прохождения стажировки
  38. К обучающим лицам предъявляются отдельные требования:
  39. Прохождение стажировки обычно осуществляется в несколько этапов:
  40. Оценка практических навыков водителя
  41. Во время этого этапа отрабатываются следующие действия:
  42. На этом этапе водитель должен отработать такие практические навыки:
  43. Сколько длится стажировка водителя
  44. К примеру, для водителей автобусов установлены следующие правила:
  45. Оформление стажировки и оплата

Требования к водителю при приеме на работу, обязательна ли стажировка

Как провести стажировку водителей?

Для обеспечения профессионализма персонала большинство транспортных компаний при приеме на работу устраивают водителю стажировку.

Представленное мероприятие является обязательным для соискателей на должность, а по результатам его прохождения выносится окончательное решение нанимателя о возможности последующего трудоустройства гражданина.

Стажировка должна научить водителя предпринимать правильные действия в реальных условиях, сводить к минимуму вероятность ДТП и случаи травматизма. На законодательном уровне устанавливаются строго определенные требования к проведению данного мероприятия, которые полезно знать каждому водителю.

Когда проводится стажировка?

Стажировка неизменно проводится при приеме водителя на работу или после окончания его профильного обучения.

Главное целью такого испытания считается развитие, закрепление и совершенствование профессиональных навыков, благодаря которым будет достигнуто безопасное управление транспортным средством на маршруте. Кроме того, обязательная стажировка водителей предусмотрена в следующих случаях:

  • при смене места работы (предприятия);
  • при перерыве в специальности, превышающем 12 месяцев;
  • при использовании нового вида транспорта (для водителей автобусов, грузовиков и др.).

Требования ТК РФ также предполагают стажировку при усложнении рабочих условий или изменении маршрута. К примеру, ранее водителю приходилось осуществлять движение только по городу, однако в связи с производственной необходимостью его перевели на маршрут в горном массиве.

Дорожное полотно в такой местности крайне узкое и извилистое, поэтому для привития определенных навыков сотруднику устраивается стажировка.

Особенно актуально это мероприятие для водителей пассажирских автобусов, поскольку от их профессионализма зависят жизни и здоровье пассажиров.

Основные правила проведения стажировки

Как любой другой обучающий процесс, стажировка имеет свои требования и установленный порядок проведения. Ключевыми правилами рассматриваемого мероприятия стали:

  • назначение обучающего лица из числа наиболее опытных сотрудников организации;
  • закрепление стажера за одним наставником на протяжении всего времени обучения;
  • по окончании стажировки предусмотрен прием вождения ответственным лицом.

Читаем по теме:  Медицинская справка при приеме на работу 086/у

Стажировка должна осуществляться на той марке автобусов (грузовиков), которые впоследствии будут использоваться на маршруте. У водителя-наставника стаж работы обязан составить не менее 5 лет на требуемой категории транспортных средств и не менее 3 лет на шасси большегрузных автомобилей.

К тому же, за упомянутый период они не должны по своей вине совершить ДПТ или грубо нарушить правила дорожного движения.

О назначении лиц, ответственных за проведение стажировки, издается соответствующий приказ предприятия, в котором подробно освещены цели и задачи мероприятия, а также его участники.

Основные этапы стажировки

Стажировка для водителей автобусов, как и других транспортных средств, проводится в несколько последовательных этапов. Чаще всего список основных стадий описываемого мероприятия включает:
контроль теоретической части;

  • вождение в парковой зоне или на специальной площадке;
  • езда по городу (или на будущем маршруте) с водителем-наставником;
  • контрольная поездка с грузом и пассажирами под присмотром ответственных лиц;
  • оформление документов с зафиксированными в них результатами проверки стажера.

Проверка знаний ПДД при приеме на работу осуществляется с помощью экзамена, на котором соискатель решает билеты.

Требования данного испытания предусматривают правильные ответы на 20 предложенных вопросов, причем неправильных ответов должно быть не более 20% от общего количество (то есть не более 2). Для лиц, не прошедших этот этап, дальнейшая стажировка с использованием транспортного средства запрещена.

Допускается сдача не более трех экзаменов, а после успешного прохождения теоретического испытания водителю выдается специальный лист, где отображены результаты проверки знаний ПДД.

За время поездок в парковой зоне или на специальных площадках (автодромах) водителю автобусов, грузовиков и других транспортных средств необходимо научиться трогаться как на горизонтальной поверхности, так и на подъеме, производить торможение, полную остановку машины при различных скоростных режимах, ехать в требуемом направлении, а также разворачиваться без создания помех другим участникам дорожного движения. Стажер обязан научиться осуществлять прием транспортного средства после предыдущей смены, выполняя его детальный осмотр и своевременно устраняя обнаруженные поломки (дефекты). Дополнительно водителю автобусов или другого пассажирского транспорта следует ознакомиться с планом эвакуации людей при возникновении аварийной ситуации или пожаре в салоне.

Читаем по теме:  Требования работодателя к сотруднику при приеме на работу

Выезд на линию – ключевой этап стажировки

После овладения базовыми навыками вождения стажеру предстоит совершить несколько запланированных поездок по маршруту в сопровождении инструктора. Этот обучающий этап крайне важен, поскольку помогает водителю приобрести уверенность в своих силах и научиться маневрировать в условиях будущей профессиональной деятельности. Список главных действий, которыми должен овладеть стажер, включает:

  • правильное размещение транспортного средства на проезжей части;
  • безопасное прохождение поворотов или изменение направления движения;
  • использование технического оснащения авто (зеркал заднего вида, оптики и др.);
  • соблюдение дистанции и безопасного обгона других участников дорожного движения.

Помимо перечисленных умений, водителю автобусов и других видов транспорта нужно уметь надежно закреплять груз, а также обозначать его в соответствии с правилами дорожного движения, если габариты перевозимого элемента превышают разрешенные размеры.

Нередко при приеме на работу наниматель интересуется, разбирается ли потенциальный сотрудник в товарно-транспортных или путевых листах, может ли их правильно оформить при необходимости.

Особенности заполнения таких документов должны подробно изучаться во время стажировки, поэтому знать, как заполнять накладные на груз (прочие бумаги) соискателю совершенно не обязательно.

Отдельно отрабатываются стажером движение в местах интенсивного скопления пешеходов, разъезд машин на ограниченном участке пространства, выбор оптимального скоростного режима при различных погодных условиях.

Инструктор обязан научить водителя предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях, например, при ослеплении фарами встречного автомобиля в ночное время суток.

К концу этой стадии обучения стажер должен самостоятельно управлять требуемым транспортным средством без вмешательства в процесс вождения инструктора, что гарантирует успешную сдачу контрольного заезда.

Завершающий этап стажировки

Следующим этапом при приеме на работу станет контрольный заезд, по результатам которого уполномоченные лица примут решение о допуске соискателя к профессиональной деятельности. Такая поездка выполняется либо с грузом (иногда без него), либо с пассажирами, исходя из специфики будущей работы.

Читаем по теме:  Отказ в приеме на работу по ТК РФ

При прохождении данного испытания проверяются следующие способности стажера:

  • следование ППД;
  • владение приемами безаварийного вождения;
  • соблюдение правил технической эксплуатации машин;
  • наличие/отсутствие задержек в графике движения транспортного средства.

После прохождения контрольного заезда заполняется специальный лист, где отражены все замечания ответственных лиц, выявленные при проверке.

Обязательно в таком документе должны быть поставлены подписи водителя-наставника и стажера, что свидетельствует об их полном согласии с результатами испытания.

Данная бумага передается кадровой службе, которая выносит определенный вердикт о приеме соискателя на должность. Подпись директора предприятия или руководителя транспортной службы окончательно подтверждает прием нового водителя в штат.

Если стажер не сдал контрольный заезд, то в документе выносится неудовлетворительная оценка, а сама бумага направляется ответственному за прием на работу лицу.

Далее начальник транспортного отделения принимает решение о целесообразности продолжения стажировки, либо исключения соискателя из потенциальных кандидатов на должность.

Сроки стажировки определяются в индивидуальном порядке, исходя из выявленных у сдававшего контрольный заезд лица недочетов, а также замечаний инструктора.

Таким образом, при приеме на работу или в других случаях, предусмотренных отечественным законодательством, водителю предстоит пройти стажировку. Это ответственное мероприятие призвано адаптировать обучаемого к новым условиям вождения и непосредственно влияет на последующее трудоустройство гражданина.

Источник: https://kadryprof.ru/trudoustrojstvo/priem-na-rabotu/stazhirovka-voditelej-pri-prieme.html

Проведение стажировки водителей при приеме на работу

Как провести стажировку водителей?

Компании, занимающиеся пассажирскими или грузовыми перевозками, обязательно нанимают на работу опытных и надежных водителей. Перед тем как приступить к своим обязанностям, они обязательно часто стажировку.

Она позволяет понять, какими навыками обладают будущие работники.

Стажировка водителей должна грамотно оформляться, причем она позволяет выявить граждан, которые не могут привлекаться на постоянную работу за счет отсутствия необходимого опыта и способностей.

Понятие стажировки

Стажировка водителей при приеме на работу представлена специальной деятельностью, благодаря которой водитель сможет приобрести нужный опыт и повысить свою квалификацию. Она заключается в работе по специальности в течение испытательного периода, длительность которого устанавливается непосредственным работодателем.

Обычно испытание применяется для молодых специалистов, которые только закончили обучение или получили водительские права, поэтому у них отсутствуют необходимые навыки и опыт.

Дополнительно стажировка водителей транспортных средств позволяет выявить, насколько хорошо соискатель умеет управлять автомобилем, как быстро реагирует на разные дорожные ситуации, а также может ли работать в компании на определенных условиях.

Наиболее часто водители в процессе испытания получают не слишком высокую зарплату. После получения определенного опыта во время стажировки обеспечивается в будущем увеличение заработка.

Цель проведения

Стажировка водителя предназначается для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • изучаются все навыки и способности, которыми обладает соискатель;
  • определяется, целесообразно ли зачислять данного гражданина в штат компании;
  • обеспечивается повышение квалификации;
  • испытываются силы конкретного водителя при работе в имеющихся условиях;
  • гражданин учится работать на определенном виде транспорта;
  • изучается, может ли гражданин отвечать за свои действия.

Обязательно используется испытание для сотрудников, обладающих рабочими специальностями, так как процесс позволяет понять, может ли конкретный гражданин работать в определенных условиях труда.

Стажировка ценится, если во время данного процесса работодатель дает специалисту задания, связанные с его будущей работой и приобретением нового опыта.

Оплачивается ли данный период?

Стажировка водителей может предлагаться в крупных или мелких компаниях. Наиболее часто такой период работы не оплачивается работодателем, хотя в крупных организациях предлагается невысокая оплата. Нередко стажировка представлена в виде определенного этапа собеседования при принятии на работу.

Если стажировка водителей при приеме на работу квалифицируется в качестве испытательного срока, то она обязательно оплачивается. Размер зарплаты и порядок перечисления средств определяется только работодателем, но зарплата не может быть меньше МРОТ, установленного в регионе нахождения компании.

Нередко зарплата за испытательный срок прописывается непосредственно в трудовом договоре. Если основной целью стажировки водителя автобуса выступает проверка его опыта и умений, то обычно такой процесс длится в течение всего нескольких часов. Работа гражданина не оплачивается, а сразу после выполнения данной процедуры принимается решение о целесообразности принятия его на постоянную работу.

Прохождение стажировки водителей нередко является обязательным процессом. Обычно процедура используется, если принимается специалист сразу после получения водительских прав или при переводе из другой организации.

Обязательно требуется стажировка водителей на предприятии в следующих ситуациях:

  • гражданин не садился за руль грузовика или пассажирского автобуса в течение длительного периода;
  • работник переводится на новый тип ТС или на уникальный маршрут;
  • переводится гражданин для управления автомобилем на горном маршруте.

Некоторые сотрудники не могут допускаться к непосредственной трудовой деятельности без обязательного испытания. Все особенности данной проверки определяются только директором компании, для чего необходимые сведения отражаются во внутренних нормативных документах предприятия.

Правила проведения

Стажировка водителя автобуса или другого ТС непременно должна выполняться на основании определенных правил. Они разрабатываются в компании наемными специалистами, после чего необходимая информация вносится в нормативные акты. В них обязательно должны содержаться сведения о следующих особенностях работы:

  • указываются задачи и цели испытания;
  • составляется специальная документация, регулирующая взаимоотношения, возникающие между водителями и работодателем и представленная коллективным договором и должностной инструкцией;
  • описывается порядок стажировки, для чего отражается, где именно будет выполняться данная процедура, на каких основаниях, а также какие подготавливаются документы по окончании;
  • рассчитывается оптимальный размер зарплаты в процессе стажировки водителей;
  • приводится актуальный способ оплаты труда.

Руководители компании обязательно планируют стажировку любого водителя, но при этом в каждой ситуации могут использоваться разные правила.

Как выполняется процесс?

Проведение стажировки водителей предполагает выполнение некоторых последовательных этапов. К ним относится:

  • осуществляется поиск нового работника в компанию, соответствующего определенным требованиям;
  • специалист знакомится с Положением о труде, где указываются его основные обязанности и другие правила работы в фирме;
  • составляется гражданином заявление о приеме на работу со стажировкой, причем в нем указывается, как долго будет длиться данный период, а также какую должность будет занимать гражданин в организации;
  • заключается с наемным специалистом трудовой договор;
  • каждому стажеру назначается отдельный куратор;
  • именно куратор будет заниматься обучением граждан, а также их тестированием, что позволит узнать, какими навыками, способностями и умениями обладают работники;
  • для каждого специалиста подготавливается специальный план с конкретными задачами и целями, которые обязательно достигаются гражданином за установленный период времени;
  • если работа осуществляется в крупной компании, где трудоустроено большое количество водителей, то для всех стажеров используется единая программа;
  • если программа отсутствует в фирме, то она обязательно составляется, для чего учитываются пожелания руководителя и принятого специалиста.

Длительность стажировки может значительно отличаться, так как зависит от того, как быстро назначенный куратор может ответить на все поставленные вопросы.

Итоги испытания

Стажировка водителя автомобиля заканчивается в строго установленные сроки, прописанные в договоре. После этого процесса выполняются следующие действия:

  • стажерами составляется специальный отзыв, содержащий сведения о том, какие цели были достигнуты в процессе стажировки, какие были выполнены задачи, а также приводится самоанализ, с помощью которого определятся, какие навыки и умения еще необходимо получить для оптимальной работы;
  • оцениваются стажеры назначенными кураторами;
  • составляются рекомендации о том, какая еще работа должна проводиться с новичками перед допуском к непосредственной работе;
  • на завершающем этапе руководителем компании составляется характеристика на нового работника, в которой указывается, какие действия могут выполняться гражданином в компании на основании его опыта и умений.

Все навыки сотрудника детально описываются именно назначенными кураторами. На такой отзыв должен ориентироваться директор фирмы при определении возможности принятия гражданина в штат организации.

Справка о прохождении стажировки

Некоторые стажеры после данного периода просят специальный документ, представленный справкой о прохождении стажировки водителя. Образец этой справки используется руководителем компании, чтобы учесть все правила составления. Обязательно в справку вносятся следующие сведения:

  • информация о сотруднике, представленная его Ф. И. О. и занимаемой должностью;
  • сведения о периоде, в течение которого гражданин проходил стажировку;
  • данные о документе, на основании которого была проведена процедура;
  • подпись назначенного куратора;
  • печать организации.

Данный документ может передаваться новому работодателю или руководителю учебного заведения.

Сроки проведения

В Положении о стажировке водителей, созданном в компании, должно указываться, как долго новые работники должны проходить испытание. Точные сроки устанавливаются руководителем конкретного предприятия. Поэтому они могут значительно отличаться в разных компаниях. К правилам определения данного срока относится:

  • длительность периода должна быть оптимальной, чтобы водитель смог получить необходимые навыки и умения;
  • процедура не может длиться меньше двух месяцев;
  • максимально стажировка составляет две недели;
  • если стажировка затягивается, то действия работодателя являются незаконными, так как он пользуется бесплатным трудом.

Если действительно водители сталкиваются с тем, что им приходится стажироваться дольше 14 дней, то целесообразно составлять жалобу в трудовую инспекцию для привлечения руководителя фирмы к ответственности.

Правила оформления

Чтобы стажировка нового работника была законной, необходимо оформлять ее правильными документами. Только в этом случае руководитель компании сможет избежать негативных последствий и проблем с трудовой инспекцией. Поэтому при оформлении на стажировку разных водителей подготавливаются следующие документы:

  • распоряжение о допуске конкретного специалиста к исполнению трудовых обязанностей;
  • приказ о назначении испытательного срока для определенного работника;
  • программа стажировки водителей, которая может разработаться для всех специалистов или отдельно для конкретного работника;
  • приказ о допуске гражданина к работе;
  • положение, где указывается, какими правами и обязанностями обладают стажеры и кураторы, в течение какого срока проводится испытание, правила данного процесса, а также приводится ответственность каждого участника;
  • свидетельство об удостоверении, передающееся непосредственному стажеру после стажировки, причем на этом документе должна иметься подпись руководителя и печать компании.

Вся документация составляется работниками кадровой службы, а также специалистом, который является руководителем стажеров.

Требуется ли отдельный договор?

Если принимается на работу стажер, то с ним составляется срочный трудовой договор, так как только с его помощью можно будет в будущем расторгнуть законно трудовые отношения, если гражданин по разным причинам не сможет пройти стажировку водителя. Работа в фирме при провале стажировки не допускается, поэтому расторгается срочное соглашение.

Если же после стажировки требуется принять работника в штат, то срочный договор становится бессрочным. К особенностям принятия на работу стажера относится:

  • сведения о стажировке вносятся в трудовую книжку работника;
  • ученический договор выступает гарантией того, что если будут пройдены все испытания, то гражданин будет зачислен в штат крупной компании;
  • если по разным причинам требования, прописанные в договоре, не будут выполнены стажером, то будет получен отказ в трудоустройстве;
  • в срочном договоре должно указываться, как долго он будет действовать, причем обычно используется срок в две недели, необходимый для стажировки;
  • приводятся в контракте права и обязанности, появляющиеся у водителя в течение периода действия соглашения;
  • при составлении такого документа учитываются положения ст. 59 ТК;
  • не допускается продление срочного контракта по требованию работника;
  • период действия увеличивается только при наличии согласия от обоих участников трудовых отношений;
  • исключением является ситуация, если в качестве водителя-стажера выступает женщина, которая передает работодателю справку о беременности, поэтому он вынужден увеличить срок ее работы до родов;
  • если проходит водитель стажировку, то руководитель просто не предпринимает какие-либо действия, связанные с расторжением срочного договора, поэтому он автоматически становится бессрочным;
  • на основании срочного контракта предлагаются гражданам те же права и обязанности, которые имеются у штатных работников предприятия.

Ученический договор позволяет регулировать отношения, возникающие между руководителем фирмы и стажерами в процессе прохождения стажировки. В этом документе отражаются все цели и задачи, которые надо решить и достичь за который период времени.

Правила издания приказа

Зачисляется гражданин на стажировку только на основании правильно составленного приказа. Во время его подготовки учитываются нюансы:

  • издается приказ на фирменном бланке компании;
  • учитываются правила делопроизводства, действующие в организации;
  • отражаются в документе данные о названии фирмы, личных сведениях работника, а также о наставнике, выбранном для нового специалиста;
  • указывается название документа, представленного приказом;
  • ставится дата его издания;
  • приводятся ссылки на законодательство, на основании которых работодатель действительно имеет право оформлять работников на стажировку;
  • приводятся цели и задачи, достигаемые с помощью данного периода;
  • назначаются ответственные инструкторы и руководители;
  • указываются сроки проведения испытания;
  • приводятся должность, по которой будет проходить стажировка работника.

Если планируется работа в опасных или сложных условиях, то испытательный срок является обязательным процессом.

Ответственность за нарушения

Во время назначения стажировки велика вероятность, что работодатель нарушит своими неправильными действиями интересы и права наемных специалистов. В этом случае он может привлекаться к административной ответственности.

Компания за нарушения уплачивает штраф в размере до 130 тыс. руб., а непосредственные руководители уплачивают штраф до 5 тыс. руб.

Заключение

Стажировка в некоторых компаниях является обязательным процессом, основной целью которого выступает проверка знаний и умений водителей. Она выполняется на основании сведений, имеющихся в нормативной внутренней документации компании. Процесс оформляется обязательно приказом, а с работниками наиболее часто заключается срочный трудовой договор.

По результатам стажировки принимается решение о возможности оформления конкретного специалиста в штат компании.

Источник: http://fb.ru/article/417029/provedenie-stajirovki-voditeley-pri-prieme-na-rabotu

Стажировка водителей при приёме на рабоу

Как провести стажировку водителей?

Обязательным этапом допуска водителя к выполнению профессиональных обязанностей является стажировка.

Под этим термином подразумевается тот временной период, в течение которого соискатель данной должности должен либо продемонстрировать имеющийся профессиональный опыт, либо повысить квалификацию до требуемого уровня.

Кроме того, именно во время стажировки начинающие водители полностью осваивают профессию и накапливают нужный опыт.

Стажировка водителя: для новичков

Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.

Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ стажировка водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.

Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.

Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.

Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время испытательного срока.

Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.

Стажировка водителей: в каких случаях она необходима

Если же водитель имеет уже солидный стаж, то при приеме на работу в эту должность он также проходит стажировку. Однако в этом случае ее практическое назначение — доказать и продемонстрировать на практике умение водить и разбираться в техническом оснащении транспортного средства.

Стажировка водителей при приеме на работу нужна, если специалисту надо пройти курс дополнительного обучения, что даст ему возможность повысить свой квалификационный уровень.

Кроме того, под эту категорию попадают выпускники специальных учебных заведений. Количество учебных смен может варьироваться от 2 до 14. Это зависит от объема предстоящей работы и уровня сложности профессиональных задач.

Обозначенное в приказе по предприятию количества смен отрабатывается в обязательном порядке. При этом работнику назначается более опытный наставник, что закрепляется в отдельном положении приказа.

Стажировка нужна также, если предстоящая работа имеет котировку вредное или опасное производство. Наконец, она необходима иногда даже стажистам, которые ранее зарекомендовали себя как опытные водители, проявившие лучшие профессиональные качества в экстремальных или особо сложных ситуациях, но по каким-то причинам временно не работали. Имеется в виду перерыв более 12 месяцев.

В этом случае стажировка нужна не только для того, чтобы были реанимированы практические навыки. За это время могли стать актуальными другие дорожные знаки, правила парковки и прочие технические нюансы вождения и обслуживания автомобилей. Кроме того, на балансе предприятия могут находиться транспортные средства, которыми ранее даже опытный стажист-водитель не имел возможности управлять.

Обязательной является стажировка при открытии новой категории. Переход с категории C на категорию D — ответственный шаг. Возрастает ответственность водителя за жизни других участников движения. Ему предстоит управлять с более сложным автомобилем. Поэтому теоретическое ознакомление должно подкрепляться практикумом.

Часто возникают ситуации, когда в логистической компании осваивается новый маршрут перевозки грузов. В этом случае даже самым опытным водителям, которые не раз выходили в рейс на дальние расстояния и везли особо сложные или опасные грузы, предъявляется требование пройти стажировку в две рабочей смены.

Правовая база стажировки водителей

Процесс стажировки водителей подкрепляется целым комплексов нормативных документов.

Длительность испытательного срока и критерии оценки оговариваются заранее в момент подписания трудового контракта и издания приказа на стажировку водителя.

Администрация предприятия тем самым старается обезопасить себя от необходимости принимать на работу непрофессионального или недобросовестного сотрудника.

Если в трудовом в договоре особо подчеркивается факт прохождения стажировки на какой-то определенный период времени и с конкретными результатами, то впоследствии администрация, неудовлетворенная итогами, может отказать в трудоустройстве этому человеку.

Если же трудовой договор не содержит отметки о том, что считается качественным прохождением практики и указания, каким именно критериям должен отвечать испытуемый, то он впоследствии может оспорить решение об отказе утверждения в данной должности.

Поскольку все спорные вопросы о трудоустройстве решаются, как правило, в пользу рабочих, то у администрации попросту не будет оснований для отказа в приеме на работу нерадивого или необязательного сотрудника без предварительного озвучивания своих требований в приказе.

Если водитель не согласен с решением администрации об отказе в приеме на работу, он должен будет каким-то другим способом доказать свою квалификацию. Либо пройти стажировку повторно сразу же (что практикуется редко), либо попытаться еще раз устроиться на это предприятие через какой-то промежуток времени.

Водительская стажировка сверяется с РД № 12-0071 от 20.01.1986. Юридической силы данный документ не имеет. Однако именно в нем пошагово и детально расписываются правила прохождения стажировки. Поэтому многие работодатели используют этот документ в работе.

Придать РД (руководящему документу) статус обязательного документа администрация имеет право только в том случае, если его нормативы находят отражение во внутрикорпоративных документах.

Кроме того, РД может быть актуальным, если во внутрикорпоративных актах имеется ссылка на него как на неоднократно используемый документ.

Руководство любого предприятия обязательно должно ориентироваться на правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности.

В этом отношении применимо к стажировке рассматривается ФЗ «О безопасности дорожного движения» за номером 196.

В большей степени данный закон регламентирует действия работодателя, а не водителей. Именно на руководителя организации или производства возлагается ответственность за создание достойных условий работы и за обеспечение безопасности использования транспортных средств, имеющихся в автопарке.

В случае возникновения травмоопасных ситуаций или при нарушении правил вождения ответственность, прежде всего, возлагается на работодателя, который не соблюл все вышеперечисленные условия.

Стажировка: практические вопросы

До того, как начинаются практические занятия в рамках стажировки, водитель должен пройти проверку теоретической базы. Причем он должен проявить компетентность и в вопросах технического устройства транспортных средств, и в особенности их эксплуатации.

Мониторинг теоретической подготовки будущего сотрудника не должен ограничиваться вопросами только о том транспортном средстве, на котором ему предстоит работать. Теоретическая часть должна содержать примерно 20 вопросов и охватывать все нюансы работы.

Водитель должен продемонстрировать, что он владеет полным комплексом сведений:

  • по правилам вождения;
  • по сервисному обслуживанию транспортного средства;
  • по особенностям поведения в дороге;
  • по способам экспресс-ремонта, если на маршруте возникла непредвиденная ситуация.

Когда наставник, закрепленный работодателем, подводит водителя к практической части, то его ученик должен продемонстрировать уверенные профессиональные действия на спецплощадке.

До того, как водитель выедет на городскую автомагистраль, он должен продемонстрировать практический минимум именно на этом участке.

К самостоятельной работе водитель не может быть допущен, если не проходит данный этап.

Прохождение маршрута, как обязательная часть стажировки, включает в себя:

  1. Наличие наставника. За ним остается право отстранения стажера от руководства транспортным средством при прохождении участка со сложным рельефом.
  2. Контрольный рейс. Данный этап можно сравнить с контрольной работой студента. При его выполнении обязательно наличие пассажиров или груза. При этом наставник не имеет права корректировать способ вождения, но он должен контролировать процесс с последующей фиксацией своей оценки в карточке.
  3. Заполнение карточки стажировки. Обо всех случаях отстранения на сложных участках трассы и о времени их протяженности должна иметься специальная отметка. Здесь же фиксируются все положительные и отрицательные моменты прохождения маршрута.

Работодатель имеет право дополнить этапы стажировки водителей автобусов при приеме на работу заданием по устранению какой-либо дисфункции в устройстве транспортного средства. Это объясняется тем, что на маршруте может возникнуть опасность для жизни пассажиров, и от степени подготовки водителя зависит многое на трассе.

Способность соискателя должности водителя справиться с неисправностью (или неспособность) также вносятся в карточку. По завершении всех этапов на основании записей и комментариев наставника принимается решение.

Наставник должен иметь не менее 5 лет профессионального стажа, если его прикрепляют к стажеру, который впоследствии будут вводить автобусы. Если речь идет об управлении грузовиком или такси, то наставник должен иметь стаж от 3 лет. При этом для наставника является обязательным владение теоретической базой в сфере не только вождения, но и в области технического обслуживания машины.

Причем имеется в виду не любая машина из автопарка предприятия, но конкретная модель, которую «обкатывает» стажер под его руководством.

Стажировка: сколько она длится

Обязательная профессиональная стажировка водителей автобусов при приеме на работу должна составлять не менее 61 часа до выхода на маршрут. Однако основная часть отводится на практикум на каком-то конкретном маршруте. На нем занятия должны проходить не менее 163 часов (имеется в виду категория Д при наличии водительских прав).

Временные нормативы для стажеров:

  • Если водитель ни разу не работал на автобусе, то перед маршрутом он должен пройти практику протяженностью в 18 часов. На маршруте его занятия должны занимать 32 часа.
  • Если имел место перерыв в работе в течение 3-х месяцев, то перед маршрутом водитель должен отработать 8 часов практикума и не менее 24 часов на трассе.
  • Маршрутная стажировка при смене вида автобуса занимает 32 часа. При этом допускается непрохождение занятий собственно на маршруте.
  • В случае корректировки маршрута или при введении нового маршрута водитель должен отработать на нем в качестве практикума 4 часа.

Кроме того, если водитель переходит с категорий B/C на категорию D, то ему предписывается 30 часов практических занятий до выхода на маршрут. А на самом маршруте он должен предварительно «откатать» 72 часа.

Стажировка водителей: к вопросу об оплате

Работодатель не имеет права оплачивать работу стажера по более низким расценкам, чем для обычных водителей. Время прохождения стажировочного практикума является рабочим, поэтому оно оплачивается, согласно трудовому договору.

Отличие от оплаты штатных водителей заключается в том, что стажеру по закону не полагается выплата премиальных и прочих материальных поощрений. Работа наставника также не является бесплатной.

Он должен получить вознаграждение в размере 5% от своей зарплаты. Наставничество при стажировке не является общественным поручением.

Это сложная, и подчас опасная работа, поэтому она должна оплачиваться соответственно.

Стажировка: как оформляются итоги

Итоговый лист должен быть подписан как стажером, так и его наставником. В него вносятся результаты каждого отдельного этапы прохождения практикума. В листе обязательно указываются комментарии наставника.

Если по результатам прохождения практикума соискатель должности водителя показал удовлетворительные результаты, то работодатель принимает решение о его допуске к работе.

Повторная стажировка предпринимается в том случае, если водитель показал низкие результаты или проявил себя как недобросовестный ученик.

В этом случае сроки повторной стажировки определяет работодатель, отталкиваясь от результатов, зафиксированных в карточке водителя.

В случае резко отрицательных оценок наставника водитель подлежит увольнению. Если стажировка оказалась непосильной для водителя, то работодатель не имеет права заключать с ним контракт. Однако за работодателем остается право перевода сотрудника на другой вид работы, не связанный с управлением транспортным средством.

В настоящее время в Интернете имеется множество удобных сервисов, на которых можно скачать:

  • лист стажировки водителя;
  • программу стажировки;
  • правила приема на работу водителей;
  • правила проведения стажировки;
  • практические рекомендации для проведения данного мероприятия.

Здесь же можно ознакомиться с руководящими документами и нормативными положениями. (38 голос., 4,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/stazhirovka-voditelej.html

Особенности стажировки водителей

Как провести стажировку водителей?

Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии.

Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством.

Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв  в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях.

Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут.

Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель  знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.

При приеме на автобусный маршрут

Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке.

Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями.

Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Водитель автобуса должен:

  1. уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет}
  2. уметь плавно совершать повороты}
  3. поддерживать скорость без резких рывков}
  4. своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта}
  5. своевременно заканчивать маршрут}
  6. соблюдать предосторожности при начале движения или остановке}
  7. наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях}
  8. осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта}
  9. объявлять остановки}
  10. наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора}
  11. принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.

Некоторые положения

Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.

Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося.

Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером.

Целью  является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.

Положение о стажировке водителей пункт 2.

3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения  договора.

Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.

Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный).

Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу.

Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя,  она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством.

Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут.

Заключение должно храниться в личном деле работника.

Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса.

К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый  осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения.

Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.

Категории водителей, подлежащих стажировке

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.

  1. 1 категория —} ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной}
  2. 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа}
  3. 3 категория –  водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа}
  4. 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов}
  5. 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа}
  6. 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа}
  7. 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных  горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.

Ответственность за стажировки

За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:

  • главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок}
  • периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера}
  • прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.

В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем,  должен замечать любые ошибки, а также исправлять их.

Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку.

Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.

  • Подбор и отбор, Оценка, Рынок труда, Адаптация

Источник: https://hr-portal.ru/article/osobennosti-stazhirovki-voditeley

Как проходит стажировка водителей при приеме на работу: правила и порядок проведения – Ваш юридический консультант по трудовому праву

Как провести стажировку водителей?

Работа водителя требует высокого уровня профессионализма и ответственности, поскольку от этого человека зависит жизнь и здоровье пассажиров, сохранность имущества организации, а часто и ее репутация. Именно поэтому стажировка водителя перед приемом на работу является важной процедурой, которая проводится в большинстве крупных организаций.

В период стажировки водитель адаптируется к условиям, в которых ему предстоит работать.

Согласно законодательству, стажировка является обязательной процедурой:

  • при приеме на работу водителя сразу после окончания им обучения;
  • при приеме на работу водителя, водительский стаж которого прерывался более чем на один год;
  • при трудоустройстве водителя в новую организацию, вне зависимости от его водительской категории и стажа вождения;
  • при переводе водителя на работу с новым транспортным средством.

Требования Трудового кодекса РФ также предполагают прохождение стажировки при изменении условий работы или при переводе водителей на новые маршруты.

Также обязательную стажировку проходят водители, работа которых связана с движением в горных массивах.

Порядок прохождения стажировки

Стажировка проводится по установленным правилам, согласно которым за водителем закрепляется обучающее лицо из числа самых опытных сотрудников организации, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками работы на определенном транспортном средстве.

Назначение лиц, ответственных за стажировку, выполняется по приказу руководителя организации, в котором отражаются цели и задачи обучения и его непосредственные участники. Закрепление происходит на весь период прохождения обучения.

К обучающим лицам предъявляются отдельные требования:

  • наличие опыта вождения более пяти лет;
  • наличие опыта вождения грузовых автомобилей более трех лет;
  • отсутствие нарушений правил дорожного движения.

Стажировка осуществляется на том транспортном средстве, которое впоследствии будет использоваться водителем на маршруте.

Вождение машины осуществляется водителем самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда при первых выездах обучающим лицом разъясняются особенности движения на маршруте.

Прохождение стажировки обычно осуществляется в несколько этапов:

  • оценка теоретических знаний водителя;
  • управление транспортным средством, на котором будет работать водитель, на специальной площадке;
  • движение по будущему маршруту с водителем-наставником;
  • контрольная поездка по будущему маршруту с пассажирами или грузом под контролем водителя-наставника.

Во время первого этапа определяется уровень знаний правил дорожного движения. Оценка знаний проводится в виде экзамена, на котором водителю задается не менее 20 вопросов. Ошибаться здесь практически нельзя: при наличии более двух ошибок стажировка прекращается. При этом пересдавать теорию можно не более трех раз.

Если экзамен сдан успешно, начинается практическая часть стажировки.

Оценка практических навыков водителя

Для начала управление транспортным средством осуществляется на специальной площадке.

Во время этого этапа отрабатываются следующие действия:

  • осмотр и устранение неполадок ТС в начале смены;
  • езда на ТС в указанном направлении;
  • отработка движения на различных поверхностях (спусках, подъемах, неровностях, ямах и т. д.

    );

  • торможение и остановка ТС на разных скоростях;
  • отработка разворотов без создания помех на дорогах.

Кроме того, во время данного этапа водитель должен ознакомиться с планом эвакуации людей в случае непредвиденных ситуаций.

Следующий этап стажировки предполагает поездку по будущему маршруту.

На этом этапе водитель должен отработать такие практические навыки:

  • управление ТС на проезжей части, соблюдение безопасной дистанции с другими автомобилями;
  • безопасная смена направления движения;
  • выбор оптимального скоростного режима;
  • правильная установка и закрепление грузов на ТС;
  • правильное оформление товарно-транспортных и путевых листов.

Заключительным этапом является контрольная поездка водителя по маршруту. Во время этой поездки водитель самостоятельно управляет ТС с пассажирами или грузом.

Обучающее лицо при этом оценивает способности водителя к безопасному управлению машиной, соблюдение им правил эксплуатации ТС, скоростных режимов и графиков движения.

Сколько длится стажировка водителя

Продолжительность стажировки зависит от характера работ, которые предстоит выполнять водителю.

К примеру, для водителей автобусов установлены следующие правила:

  • для водителей, получивших права категории D и ранее не работавших – 61 час перед маршрутом и 163 непосредственно на маршруте;
  • для водителей, прошедших переподготовку с категорий В и С на категорию D – 30 часов перед маршрутом и 72 часа непосредственно на маршруте;
  • для водителей, не имеющих опыта управления автобусом – 18 и 32 часа соответственно;
  • для водителей, имеющих опыт управления автобусом, но допустивших перерыв в водительской практике – 8 и 16 часов;
  • для водителей, сменивших модель автобуса – 32 часа стажировки на маршруте;
  • для водителей, сменивших маршрут – 4 часа стажировки на маршруте (или 8 часов стажировки в сложной местности).

Оформление стажировки и оплата

Стажировка водителя при приеме на работу требует особого порядка оформления. После завершения испытаний на водителя оформляется лист стажера, в который вносятся результаты прохождения всех этапов стажировки и замечания наставника (при их наличии). Лист подписывает обучающее лицо и сам стажер, после чего он передается в кадровую службу.

Если результаты прохождения испытания удовлетворительные, кадровой службой выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации.

После этого водитель может приступать к самостоятельному управлению транспортным средством.

Если результаты стажировки неудовлетворительные, водитель может быть исключен из списка кандидатов или направлен на повторное прохождение испытаний.

Учитывая, что в период стажировки водитель фактически выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата.

Уровень зарплаты указывается в трудовом договоре. При этом водитель-стажер не может получать меньше, чем работающий водитель, исключение составляют лишь премии и надбавки, которые стажерам не положены.

Работа водителя-наставника также оплачивается, при этом он должен получать надбавку в размере не менее 5% от заработной платы, установленной для него ранее.

Источник: http://trydpravo.com/priemnarabotu/stazhirovka-voditelej.html

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий