По пути на работу сотрудника сбил автомобиль. Вопрос: Какой это вид несчастного случая? Бытовой,производственный и т.д.?

Содержание
  1. Считается ли травма по дороге на работу производственной?
  2. Законодательная база
  3. Какие травмы считаются производственными?
  4. Несчастный случай, связанный с производством
  5. Какие документы должны быть оформлены в ходе расследования?
  6. Действия работодателя, если сотрудник получил травму на производстве
  7. Наказание работодателя за сокрытие случая
  8. Выплаты пострадавшему
  9. Несчастный случай, не связанный с производством
  10. Нестандартные случаи
  11. Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения
  12. Удержание суммы ущерба
  13. Оплата больничного
  14. Какая травма считается производственной?
  15. Причины производственных травм и их участники
  16. Виды производственных травм
  17. Травма получена по дороге на работу или с работы
  18. Травма, полученная во время служебной поездки к месту выполнения работы
  19. Травма, полученная работниками в обеденный перерыв или во время «перекура»
  20. Травма нанесена работнику другими лицами
  21. Травма была получена во время корпоративного праздника
  22. Выводы:
  23. Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай
  24. Действия членов комиссии
  25. Приостановка расследования несчастного случая на производстве
  26. Выводы комиссии

Считается ли травма по дороге на работу производственной?

По пути на работу сотрудника сбил автомобиль. Вопрос: Какой это вид несчастного случая? Бытовой,производственный и т.д.?

По ТК РФ, травмы могут быть разными, а также полученными при разных обстоятельствах. Производственной признается травма, полученная сотрудником в рабочее время или по пути домой. Но стоит обратить внимание на некоторые нюансы, которые описаны в статье 227 ТК РФ, в частности — на время получения увечья, место, полагающиеся выплаты и др.

Законодательная база

Согласно статье 227 ТК РФ, расследуются несчастные случаи и травмы, полученные трудящимися, при перечисленных ниже обстоятельствах: 

  • передвижение на служебном транспорте, предоставленном предприятием, на работу или с работы. Обязательное условие — транспорт используется в служебных целях;
  • сотрудник находился в командировке на служебном транспорте. Будучи занят выполнением поручения выше поставленного, получил травму;
  • водитель, работающий по сменам, получил травму во время пересменки. Подобные случаи происходят с работниками таких профессий, как водители, работающие по сменам, сотрудники РЖД и др;
  • несчастный случай произошел с сотрудником во время устранения или предотвращения катастрофы.

Как непосредственно рабочее время, так и период пересменки, должны быть отражены в локальных документах во избежание возможного конфликта между сторонами трудовых отношений в случае травмы. Каждая организация определяет для себя это время самостоятельно.

Какие травмы считаются производственными?

Считается ли травма по дороге на работу производственной? Для понимания ответа на этот вопрос, стоит установить, какие травмы считаются производственными:

  • телесные повреждения любой степени;
  • получение теплового удара или удара током;
  • обморожение или ожог;
  • укус насекомых, животных;
  • утопление;
  • поражение молнией;
  • излучение;
  • травмы как следствие взрыва, стихийного бедствия;
  • аварийные случаи;
  • любые внешние воздействия на трудоспособность человека, которые лишили его таковой.

Несчастный случай по дороге на работу, который случился с сотрудником, не считается производственной травмы в тех случаях, когда он передвигался следующими способами:

  • на общественном транспорте, который не принадлежит компании;
  • на личном транспорте, не используя его в тот момент в рабочих целях, и не будучи в разъездах по поручению работодателя;
  • передвигался сотрудник пешком, но тут возможны исключения в случае, если работник передвигался в определенном направлении для выполнения поручения работодателя.

Несчастный случай, связанный с производством

Для того, чтобы можно было признать несчастный случай на производстве, травмой, которая нанесла непоправимый урон здоровью, должны быть соблюдены условия.

Обязательным является наличие хотя бы одного из ниже следующих:

  • работник передвигался на любом виде транспорта, будь то личный или общественный, на работу. Время, в которое произошло неприятное событие, должно быть зафиксировано в локальных документах и в трудовом договоре, как рабочее;
  • сотрудник выполнял служебное поручение, передвигаясь на любом виде транспорта или пешком;
  • во время рабочего времени сотрудник получил травму, находясь на территории предприятия, где он трудится;
  • в учет берутся только те события, которые произошли в рабочее время, зафиксированное в соответствующих нормативно-правовых документах.

Примером травмы, которая классифицируется как производственная, может служить следующий:

Бухгалтер по поручению работодателя отправляется на предприятие для оформления и подписания ряда бумаг. По дороге на работу, проходя мимо многоэтажного дома, на женщину падает кирпич. От его удара женщина получила травмы.

Подобный случай рассматривается как производственный, сотруднице полагаются выплаты. К ответственности также привлекается управляющий компании, которая обслуживает дом. По статье 293 УК РФ, ситуация квалифицируется как халатность. В редких случаях можно будет доказать, что предотвратить происшествие было невозможно.

Выше уже были перечислены случаи, при которых получение травмы будет считаться производственным. Согласно статье 227 ТК РФ, все остальные случаи характеризуются как получение бытовой травмы.

Законодательством установлены сроки расследования несчастных случаев (статьей 229.1 ТК РФ):

  • на рассмотрение случаев, когда сотрудник получил легкие повреждения, дается 3 дня;
  • расследование же тяжелой травмы длится не менее 15 дней.

Во время расследования несчастных случаев, полученных сотрудниками во время исполнения своих должностных обязанностей, может привлекаться трудовая инспекция. В обязанности таковой входит:

  • найти свидетелей происшествия;
  • выявить лица, которые нарушили требования по обеспечению охраны труда;
  • беседа с пострадавшим и получение от него необходимой информации;
  • разговор с работодателем, в ходе которого задаются вопросы для установления логической цепочки событий и выявления виновного.

Какие документы должны быть оформлены в ходе расследования?

Когда сотрудник получает травму, проводится расследование. В ходе такового оформляются документы, представленные списком ниже:

  • Утверждается приказ о составе комиссии. В нем описаны лица, задействованные в рассмотрении произошедшего случая;
  • Протокол осмотра;
  • Составляется схема места происшествия;
  • Сведения, полученные от свидетелей и пострадавшего, вносятся в протокол;
  • Медицинское заключение о том, какой степени тяжести является полученная травма;
  • Не обязательным, но иногда требуемым документом может быть справка о погодных условиях;
  • Показатели, полученные при медицинском освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, также предоставляются;
  • Форма Н1 — заключение комиссии, в котором даны все детали произошедшего и представлено заключение о том, является случай производственным или нет.

Закончив расследовать несчастный случай на производстве, информация о произошедшем регистрируется в журнале учета.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

Действия работодателя, если сотрудник получил травму на производстве

Когда на рабочем месте сотрудник получает травму, работодатель должен предпринять определенные действия. Ниже представлен список обязательных мер, к которым прибегает работодатель, если его сотрудник получил травму:

  • первым делом оказывается помощь пострадавшему — вызывается скорая помощь и др., в зависимости от тяжести травмы;
  • фиксируется обстановка, в которой были получены ушибы, в ее первоначальном виде. По возможности, предметы не передвигаются, составляется схема произошедшего и делаются фотографии;
  • работодатель обращается в медицинское учреждение, куда был помещен пострадавший сотрудник, для получения учетной формы №315-у и для выяснения диагноза, вынесенного сотруднику;
  • 24 часа дается работодателю с момента случившегося, чтобы известить территориальный орган ФСС (по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ №157).

Если травму получил не один сотрудник, а группа лиц, работодатель дополнительно сообщает информацию следующим органам:

  • трудовая инспекция;
  • прокуратура;
  • в случае отравлений, Роспотребнадзор;
  • профсоюз;

Родственники пострадавшего/их также должны быть оповещены.

Наказание работодателя за сокрытие случая

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусматривающие сокрытие страхового случая:

  • граждане заплатят от 300 до 500 руб;
  • на должностных лиц возлагается ответственность в размере от 500 до 1 тыс руб;
  • штраф юридическим лицам составит от 5 до 10 тыс руб.

Любой работник, в случае сокрытия работодателем факта получения производственной травмы, вправе обратиться в Трудовую инспекцию с заявлением. Срока давности при расследовании несчастных случаев не существует.

Скачать образец искового заявления в Трудовую инспекцию

Выплаты пострадавшему

Сотрудникам, получившим травмы на производстве, полагаются выплаты (по закону об обязательном страховании).

Статья 8 ФЗ № 125 

Перечень выплат:

  1. Единовременная выплата (по страховке);
  2. Пособие, получаемое в связи с временной нетрудоспособностью;
  3. Страховые выплаты, предоставляемые единожды в месяц;
  4. Покрытие расходов, связанных с оказанием первой помощи, лечением, проездом в больницу и обратно.

В зависимости от локальных документов и постановлений, работник вправе потребовать дополнительные выплаты, если такие предусмотрены трудовым договором, дополнительным соглашением и т.д.

Куда обращаться, если выплат нет и работодатель не планирует покрывать расходы сотрудника в связи с полученной травмой на производстве?

Ситуации, когда работодатель отказывается выплачивать, происходят редко. Связано это с тем, что работодатель, покрывая расходы сотрудника на лечение и выплату компенсаций, использует не деньги фирмы. Это делается из фонда ФСС.

Не получив материальную поддержку, работник должен обратиться:

  • с жалобой в Трудовую инспекцию;
  • в территориальный орган ФСС;
  • с исковым заявлением в суд.

Статья 154 ГПК РФ устанавливает сроки рассмотрения заявлений, актуальные для разрешения гражданских дел, не уголовных. Отсчет начинается с момента поступления искового заявления, длительность — 2 месяца. На разрешение споров и рассмотрение дела в Мировом суде выделяется 1 месяц.

Скачать образец искового заявления о предоставлении выплат

Несчастный случай, не связанный с производством

Заключение о травме по дороге на работу, не связанной с производством, выносится комиссией и оформляется не по образцу Н-1, в произвольном порядке.

На предприятиях часто наблюдается тот факт, что работники не обращаются с заявлением о происшествии. В таком случае, ответственность ложится на работодателя.

По закону, срока давности рассмотрения несчастных случаев на предприятии нет. Но, если дело не расследовать, то в будущем могут повториться несчастные случаи.

Вдобавок ко всему, работник может подать исковое заявление в трудовую инспекцию, а на работодателя могут наложить административную ответственность.

Работник по дороге на работу мог получить бытовую травму, не связанную с производством. Если трудящийся не обращается к работодателю с заявлением о случившемся, то глава компании может самостоятельно потребовать объяснения случившемуся.

Для того, чтобы в будущем избежать возможных проблем, работодателю рекомендуется оформить ряд документов:

  • Объяснительная, полученная от сотрудника и от очевидцев произошедшего;
  • Акт о получении бытовой травмы (не связанной с производством);
  • Больничный лист трудящегося, полученный им в медицинском учреждении.

Нестандартные случаи

Как особый (нестандартный) случай, рассмотрим следующий:

Работник направляется домой. Он вышел из транспорта. Если он упал и сломал ногу из-за повреждения ТС, случай рассматривается как производственный.

Упав же просто по дороге, подскользнувшись на чем-то, такой случай рассматривается как бытовая травма.

Если место (остановка или местность) относится к собственности работодателя, это называется получение производственной травмы по дороге на работу или с работы.

В случае получения бытовой травмы, работодатель также обязан оплачивать больничный лист до непосредственного выздоровления сотрудника, если таковой имеется.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Источник: http://pfgfx.ru/pravo/schitaetsya-li-travma-po-doroge-na-rabotu-proizvodstvennoj.html

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

По пути на работу сотрудника сбил автомобиль. Вопрос: Какой это вид несчастного случая? Бытовой,производственный и т.д.?

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу).

Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит.

Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв.

приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.

Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.

2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд.

Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2.

ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один.

Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя.

Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном.

Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством – это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае – он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/15047/

Какая травма считается производственной?

По пути на работу сотрудника сбил автомобиль. Вопрос: Какой это вид несчастного случая? Бытовой,производственный и т.д.?

Трудовое законодательство обязывает работодателей обеспечить сотрудников безопасными условиями и охраной труда в организации. Но, если все же травмы избежать не удалось, то стоит знать в каких случаях травма признается производственной, а в каких нет.

Определение производственной травмы закреплено на уровне закона: это причинение вреда сотруднику вследствие произошедшего в рабочее время несчастного случая, по дороге на работу или с работы (ст. 227 ТК РФ).

Относительно травм полученных вне рабочего помещения всегда возникают вопросы. Для того чтобы травма считалась производственной необходимо чтобы она соответствовала следующим критериям:

  1. имело место непосредственное выполнение трудовых обязанностей, указанных в должностной инструкции вследствие чего и была получена травма;
  2. осуществлялось выполнение поручений администрации предприятия;
  3. несчастный случай, возник по дороге на работу при определенных условиях;
  4. травма была получена в период отдыха или обеденного перерыва организованного работодателем;
  5. травма была получена за пределами предприятия, но работник выполнял указания работодателя;
  6. травма была получена в командировке или по пути следования.

Если несчастный случай произошел по вине работника, то этот случай не рассматривается как травма полученная на производстве, а значит и не предполагает получение компенсации.

Но все же необходимо создание специальной комиссии для установления причин производственного травматизма в каждом конкретном случае, а отстоять свои права поможет трудовой юрист.

Получить травму могут не только те работники, которые трудятся на производстве с заведомо опасными условиями труда, но и офисные работники.

Итогом производственной травмы полученной как на месте работы, так и по дороге до нее может стать необходимость перевода пострадавшего работника на другую, более легкую работу, а также временная нетрудоспособность, либо стойкая утрата трудоспособности работником, в редких случаях — смерть. Трудовой травмой может быть признана и болезнь, полученная в результате выполнения трудовых функций.

Причины производственных травм и их участники

Травмы, полученные на производстве, имеют под собой разные основания, среди которых можно выделить: несоблюдение правил техники безопасности со стороны работника, неправильное использование технических средств, халатность работника, допуск работодателем к выполнению работ неквалифицированного специалиста, не проведение инструктажа и т.д.

Участниками несчастного случая на производстве могут выступать: сам работник, работодатель, учащийся, проходящий практику на производстве, гражданин, привлеченный к выполнению работ (общественные работы) на основании судебного акта, осужденный, который был привлечен к физическим работам на производстве.

Виды производственных травм

Все полученные на производстве травмы (в зависимости от вида повреждений) можно разделить на следующие виды: электрические, химические, температурные, технические.

При этом ключевое значение имеет не столько вид повреждения, сколько степень полученных увечий. Соответственно в зависимости от последнего фактора производственные травмы классифицируются на травмы легкой степени, например, ушибы, обычные переломы костей, сотрясение мозга, выкидыш, и тяжелые увечья.

К тяжелым травмам, которые несут непосредственную угрозу здоровью и жизни работника, относят:

  • сложные переломы костей;
  • увечья, сопровождающиеся потерей крови более чем на 20%;
  • серьезное нарушение деятельности внутренних органов;
  • травмы головного мозга;
  • коматозное состояние;
  • поражения сердечно-сосудистой системы;
  • ожоги и химические ожоги;
  • потеря зрения, слуха или речи;
  • психические нарушения, имеющие сложный характер.

Отдельной строчкой стоят профессиональные заболевания, которые приводят к стойкому нарушению здоровья работника, а также к частичной или полной потере трудоспособности.

Травма получена по дороге на работу или с работы

Травма полученная работником по пути к месту выполнения трудовых функций или с работы домой на транспорте работодателя или его представителя, автоматически считается производственной.

Если работник управлял личным транспортным средством и получил травму, то она считается производственной если:

  1. авто использовалось работником для выполнения распоряжений работодателя или в служебных целях (закреплено в трудовом договоре), когда работа такого сотрудника сопряжена со служебными разъездами в соответствии с его должностной инструкцией;
  2. был оформлен соответствующий приказ руководителя;
  3. в бухгалтерии имеется копия техпаспорта авто;
  4. если работник управлял автомобилем на основании доверенности;
  5. в компании ведется учет служебных командировок (разъездов) сотрудников на личном автомобиле, например, на основании путевых листов.

Таким образом, травма, полученная по пути на работу, или с работы домой, при передвижении на общественном транспорте, пешим ходом или на личном авто, но без договоренности об этом с работодателем рассматривается как бытовая (ст. 227 ТК РФ).

Травма, полученная во время служебной поездки к месту выполнения работы

Производственной будет считаться травма, полученная сотрудником во время служебной поездки (на авто, пешком) к месту выполнения работы по заданию работодателя. Как правило, такие травмы получают те работники, чья работа имеет разъездной характер, например водители, торговые представители и курьеры.

Разъездной характер должен быть подтвержден документально по месту работы. В качестве доказательств предоставляются трудовое соглашение (контракт, договор), должностная инструкция, журнал учета командировок (разъездов), маршрутные (путевые) листы и прочие.

Полученная таким сотрудником травма признается производственной, если имеются все указанные документы, в трудовом договоре присутствует условие о разъездном характере работы, и она была получена в период выполнения трудовых функций.

Травма, полученная работниками в обеденный перерыв или во время «перекура»

Травмы сотрудники могут получить, находясь на работе, но, не выполняя по факту трудовых функций как во время перерыва на обед, так и вовремя так называемых перекуров (перерывов на курение), если такие перерывы (для приема пищи, отдыха, курения) установлены работодателем.

Основания для установления перерывов предусмотренных положениями статей 107, 108 и 227 ТК РФ.

При этом время предоставления таких перерывов и их продолжительность определяются уже работодателем в правилах внутреннего трудового распорядка, либо на основании достигнутого между работником и работодателем соглашения.

Например, когда работодатель на условиях трудового договора, обеспечил сотрудников бесплатным питанием в столовой, расположенной в соседнем здании. В правилах внутреннего трудового распорядка работодатель зафиксировал время обеденного перерыва, а также перечислял деньги за обеды сотрудников на расчетный счет организации (столовой), оказывающей соответствующие услуги.

Денежные средства перечисляются, когда работники фактически были на рабочем месте и ходили в установленное время на обед в столовую, выбранную работодателем.

Если же по дороге на обед на сотрудника упадёт сосулька и нанесет ему существенный ущерб, или же он поскользнётся на крыльце столовой и сломает ногу, то данные происшествия можно квалифицировать, как производственные травмы.

Если же аналогичные травмы работники получат в установленный для обеда период времени, но по дороге в выбранный ими ресторан, а не в ту столовую, с которой договорился работодатель, то они будут признаны бытовыми.

Более сложно обстоит дело с перерывами для курения. Для того чтобы травмы, полученные в перекур, считались производственными необходимо соблюдение следующих условий:

  • время перерыва (перерывов) для курения и их продолжительность должно быть усыновлено правилами внутреннего трудового распорядка;
  • должны быть оборудованы специальные места для курения, в соответствии с требованиями правил безопасности, обозначенные знаками «Место для курения»;
  • наличие таких мест должно быть зафиксировано в самостоятельном документе организации — работодателя, с которым под роспись, знакомятся работники.

В соответствии с этими нюансами производственной травмой не признаются увечья, полученные во время перекура в соседнем дворе или расположенном рядом сквере, полученные работниками, вышедшими покурить на свежий воздух во время официального перерыва. Такие травмы считаются бытовыми.

Травма нанесена работнику другими лицами

В соответствии с положениями ст. 227 ТК РФ травма, нанесенная работнику другим лицом, квалифицируется как телесные повреждения, которые рассматриваются как в качестве бытовых, так и в качестве производственных травм в зависимости от участников и обстоятельств дела.

В каждом конкретном случаев проводится полнейший анализ обстоятельств, устанавливаются виновные лица и наказание, рассматривается возможность компенсации материального и морального ущерба. Поскольку в этих ситуациях много нюансов, то компенсация выплачивается первоначально не за счет работодателя, а за счет средств ФСС.

Потом можно через суд получить компенсацию и с виновного лица.

Травма была получена во время корпоративного праздника

Подобные травмы признаются всегда бытовыми, даже если произошли на территории работодателя и в рабочее время.

Например, если сотрудники отмечали приближение нового года во время рабочего дня, и, запуская салюты во дворе компании — работодателя получили ожоги, то подобные ситуации все равно квалифицируются как травмы бытовые, даже если имели своей целью скрепление корпоративного духа.

Лучше доверьте работу по трудовому праву юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Более того, к несчастным случаям на производстве не относятся следующие ситуации:

  • гибель работника вследствие заболевания или самоубийства, подтвержденная учреждением здравоохранения и следственными органами;
  • смерть работника или вред здоровью, единственной причиной которых стало алкогольное или иное токсическое опьянение, не связанное с нарушениями технологического процесса (с использованием токсических веществ);
  • несчастный случай, который произошел с работником по причине совершения им преступного деяния.

Выводы:

  1. Каждый случай получения работником травмы рассматривается и расследуется в индивидуальном порядке.
  2. Важно учитывать все условия, наличие которых признает ту или иную травму в качестве производственной, а значит, работник может рассчитывать на определённые выплаты.
  3. Для того чтобы травма полученная в дороге подпадала под определение производственной необходимо, чтобы работник добирался до места выполнения трудовых функций в предоставленном для этих целей работодателем транспорте или же использовал собственное транспортное средство, использование которого в служебных целях прописано в трудовом договоре.
  4. Травма, полученная во время служебной поездки, будет признана производственной, если разъездной характер работы предусмотрен трудовым договором.
  5. Травмы, полученные во время корпоративных праздников, или в период выяснения отношений между сотрудниками не являются трудовыми, а подпадают под категорию бытовых.
  6. Итогом производственной травмы может стать необходимость перевода пострадавшего работника на другую, более легкую работу, а также временная нетрудоспособность, либо стойкая утрата трудоспособности работником, в редких случаях — смерть. Трудовой травмой может быть признана и болезнь, полученная в результате выполнения трудовых функций.

Источник: http://JurProvodnik.ru/soveti/701-kakaya-travma-schitaetsya-proizvodstvennoi

Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай

По пути на работу сотрудника сбил автомобиль. Вопрос: Какой это вид несчастного случая? Бытовой,производственный и т.д.?

Главное

  1. О гибели сотрудника в ДТП нужно сообщить в прокуратуру

  2. Расследование можно продлить на срок, превышающий 15 суток, по согласованию с ГИБДД, следственным комитетом и прокуратурой

  3. Привлечение водителя к уголовной ответственности не всегда основание для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

  4. В материалах расследования нужно отразить все этапы расследования

Если сотрудник в рабочее время попал в ДТП, этот несчастный случай нужно расследовать. Ведь, скорее всего, травму работника, которую он получил в аварии, комиссия признает производственной.

В прошлой статье мы рассказали о первых действиях работодателя и о том, в какие органы он должен сообщить о произошедшем несчастном случае.

Теперь вы узнаете, как правильно расследовать такой несчастный случай.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки.

Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство.

Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;

  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;

  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;

  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;

  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;

  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;

  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73:

  • осмотр места происшествия — форма № 7;

  • опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6;

  • акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;

  • заключение государственного инспектора труда — форма № 5;

  • запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.

На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени.

По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ).

Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Выводы комиссии

Обратите внимание

Нарушение сотрудником ПДД не может стать основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

На основании собранных материалов комиссия:

  • устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;

  • выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;

  • вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев;

  • определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием;

  • квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Важно

Сроки расследования несчастных случаев исчисляют в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.

В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).

Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.

Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

  • в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС;

  • в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.

Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:

  • в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертельным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования;

  • ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;

  • ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования.

Пример

Несчастный случай на производстве. Водитель перевозил груз с одного склада предприятия на другой. По пути нарушил правила дорожного движения. В результате автомобиль вылетел на обочину.

Водитель получил многочисленные переломы и сотрясение головного мозга.

После расследования всех обстоятельств дела комиссия приняла решение, что этот несчастный случай нужно квалифицировать как производственный с установлением степени вины пострадавшего.

Несчастный случай, не связанный с производством. Водитель молокозавода повез продукцию на базу. По дороге заехал домой. Выезжая из своего двора, попал в ДТП.

В результате водитель получил черепно-мозговую травму и многочисленные ушибы. Комиссия установила, что сотрудник использовал транспортное средство не по назначению и отклонился от маршрута следования в личных интересах.

Поэтому квалифицировала несчастный случай как не связанный с производством.

После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некоторых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).

Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

ВНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМА

Если пострадавший водитель привлечен к уголовной ответственности, означает ли это, что несчастный случай можно признать не связанным с производством?

Нет, не означает.

Статья 229.2 Трудового кодекса РФ позволяет квалифицировать как не связанный с производством несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим уголовно наказуемых деяний (ст. 264 УК РФ).

Некоторые специалисты по охране труда уверены, что если пострадавший в ДТП водитель будет привлечен к уголовной ответственности, то комиссия по расследованию несчастного случая должна автоматически признать такое происшествие несчастным случаем, не связанным с производством.

Однако это не совсем справедливо. Многие не обращают внимание на одну фразу в статье: «Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии… в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством…».

Комиссия по расследованию должна убедиться, что со стороны работодателя выполнены все требования, возложенные на него ст. 212 ТК РФ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Возможно, с работником не был проведен предрейсовый медосмотр, и он сел за руль с температурой или повышенным давлением? Или водитель только что вернулся из одного рейса, не успел отдохнуть положенное время перед следующим.

Исправен ли был автомобиль перед поездкой? Может быть, водитель неоднократно указывал на технические неисправности, например, с тормозной системой, но до несчастья никто на его слова внимания не обращал?

Комиссия в ходе расследования должна поднять все документы: журналы предрейсовых и послерейсовых медосмотров, технического осмотра транспортного средства, рабочие графики и т. п. Если откроется факт невыполнения работодателем своих обязанностей перед работником, то такой несчастный случай нельзя будет признать не связанным с производством.

Источник: http://www.Olivinuc.ru/rabotnik-popal-v-dtp-kak-rassledovat-neschastnyij-sluchaj.html

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий