Профстандарт руководителя гостиничного комплекса

Содержание
  1. Елена Еременко / юрист: Что стоит знать отельерам о профессиональных стандартах. Повышение квалификации и независимая оценка. От горничной до руководителя гостиницы. Эксклюзив
  2. 1) 7 мая 2012 года Президент РФ подписал Указ N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”, в котором дал поручение Правительству РФ подготовить “разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов”, обратив особо внимание на бюджетный сектор экономики, включая сферу образования, медицины и т.д
  3. 2) В свою очередь Правительством РФ было принято постановление от 22 января 2013 г. N 23, “О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов”, в котором Минтруда РФ дано поручение устанавливать тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, а также давать рекомендации по применению этих Правил
  4. “Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции” (абз.2 ст. 195.1 ТК РФ). Причем, термин “трудовая функция” – обязательное условие трудового договора (ст. 57 ТК РФ) 
  5. В разделе “сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)” представлены следующие утвержденные профстандарты для гостиничных работников:
  6. Профессиональные стандарты в гостиничном бизнесе — благо или зло?
  7. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
  8. ПЛЮС НА МИНУС
  9. ПО ПРОФИЛЮ 

Елена Еременко / юрист: Что стоит знать отельерам о профессиональных стандартах. Повышение квалификации и независимая оценка. От горничной до руководителя гостиницы. Эксклюзив

Профстандарт руководителя гостиничного комплекса

Андрей Рябов / Hotelier.PRO: Здравствуйте, Елена Николаевна! Тема профессиональных стандартов для гостиничной индустрии все активнее обсуждается отельерами. Пришла пора разобраться в этом вопросе с самого начала. Что из себя представляют профстандарты, чем они отличаются от должностных инструкций? И зачем вообще они нужны?

Елена Еременко / юрист: Законодательство СССР, а потом и Российской Федерации, уделяло определенное вниманию вопросам оценки труда работников. Можно вспомнить тот же Кодекс законов о труде (КЗоТ), действовавший до 2002 года.

Там не было отдельной главы, которая сейчас есть в Трудовом кодексе, которая была посвящена профессиональным стандартам. В одной из статей речь шла исключительно о том, что работник, получив определенное образование, может претендовать на выполнение работы в соответствии с той подготовкой, которая у него есть.

Трудовое законодательство, включает в себя не только Трудовой кодекс, но и большой пласт законодательных и принятых в их развитие уполномоченными органами правовых актов, а также судебная практика.

В частности, во времена СССР, набор тех познаний, которыми должен обладать работник для занятия определенной должности, определялся в таких документах как единый тарифно-квалификационный справочник рабочих и единая номенклатура должностей служащих.

Теперь хочется остановиться на хронологии подготовки профстандартов.

1) 7 мая 2012 года Президент РФ подписал Указ N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”, в котором дал поручение Правительству РФ подготовить “разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов”, обратив особо внимание на бюджетный сектор экономики, включая сферу образования, медицины и т.д

Нельзя не обратить внимания и на то, что в том же году. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 220н от 12 марта 2012 года был утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников организаций в сфере туризма”

Очень важны следующие оговорки, содержащиеся в данном Приказе:

“Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Требования к квалификации””.

Таким образом, с учетом того, что в настоящее время действуют Справочник, утвержденный названным приказом и профстандарты по должностям (информация приведена ниже) следует использовать указанные документы при подготовке должностных инструкций.

2) В свою очередь Правительством РФ было принято постановление от 22 января 2013 г. N 23, “О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов”, в котором Минтруда РФ дано поручение устанавливать тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, а также давать рекомендации по применению этих Правил

Что же такое “профессиональный стандарт”?

“Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции” (абз.2 ст. 195.1 ТК РФ). Причем, термин “трудовая функция” – обязательное условие трудового договора (ст. 57 ТК РФ) 

Говоря выше о полномочиях Минтруда РФ в части разработки профстндартов, следует отметить, что в последнее время им были разработаны и утверждены приказами значительное число таких документов.

Сейчас по профессиональным стандартам существует специальная справочная информации, которая содержится в правовых базах данных для удобства ориентирования работодателей в столь значительном правовом массиве. Это своего рода отчет, свод тех приказов, которыми утверждены профессиональные стандарты в различных областях нашего народного хозяйства. Все это есть в открытом доступе.

В разделе “сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)” представлены следующие утвержденные профстандарты для гостиничных работников:

Источник: https://hotelier.pro/personal/item/1650-profstandart/1650-profstandart

Профессиональные стандарты в гостиничном бизнесе — благо или зло?

Профстандарт руководителя гостиничного комплекса

В соответствии с новыми поправками к ТК каждый специалист, претендуя на определенную должность, обязан подтвердить свою квалификацию, для чего придется продемонстрировать наличие комплекса требуемых для данной должности профессиональных компетенций, знаний, умений, опыта и образования.

Все работники отрасли разделены на 9 уровней в зависимости от занимаемой должности. Самые низкие уровни — с 1-го по 3-й — не требуют подтверждения квалификации, для них легитимно внутрикорпоративное обучение.

4-й уровень — квалифицированный специалист, 5-й — самостоятельный специалист, который в состоянии принимать решения, отвечать за подчиненных сотрудников, например, начальник департамента (службы). 6-й — это уровень заместителя, 7-й — директора, 8-й уровень — сетевого директора, у которого в подчинении несколько отелей, а 9-й — это уже министр.

Для перехода на уровень выше необходимо на предыдущем отработать определенное количество лет, а работники высших уровней должны иметь профильное образование.

Предполагается, что оценка профессионализма будет производиться центрами оценки квалификации (ЦОК) — внешними экспертными комиссиями, которые имеют фонды оценочных средств, а разработкой профессиональных стандартов и фонда оценочных средств занимается уполномоченная организация — в данном случае Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО), на базе которой создан совет по профессиональным квалификациям.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

По самым оптимистичным оценкам, требуемые компетенции в лучшем случае прописаны на 85%. Неясно, каким образом будут формироваться сами ЦОКи, какие специалисты смогут в них войти и какие в свою очередь компетенции нужны этим экспертам. Документов, которые бы регламентировали независимую оценку квалификаций, пока нет, соответствующий закон вступает в силу лишь с 1 января 2017 года.

Большой проблемой введения унифицированных профстандартов в гостиничном бизнесе является огромное разнообразие средств размещения и, как следствие, отсутствие унификации должностей, трудовых функций и должностных обязанностей. В одном отеле есть администратор, в другом — администратор-кассир, в третьем — администратор-портье.

В большом отеле — администратор — отдельно, кассир — отдельно, паспортист — отдельно. А в маленьком отеле администратор за стойкой — одновременно и менеджер по продажам, и бронист, и кассир, и он же завтрак накрывает. Ну а владельцев концептуальных заведений — бутик-отелей, экоотелей, арт-отелей и пр.

, которые уже столкнулись с трудностями при прохождении обязательной классификации, сейчас же, видимо, ожидает очередной «круг ада».

ПЛЮС НА МИНУС

Плюсом введения профстандартов можно считать то, что предположительно они должны стимулировать отельеров к совершенствованию, повышению уровня профессионализма, обязать руководителей заниматься обучением своего персонала.

Однако и этот плюс далеко не однозначный, так как сразу выходят на первый план многочисленные проблемы образования в гостиничной отрасли, о которых мы подробно говорили ранее (см. «Ресторанные ведомости», №2, 2016).

Кроме того, пока никак не отрегулированы практические моменты, в частности, куда направлять работников для повышения квалификации, какие структуры будут осуществлять такую подготовку, отсутствует перечень таких организаций, нет ясности, насколько уровень программ и преподавания будет соответствовать требованиям, и т.д.

Интересно и то, как работодатель в рамках своей организации будет заниматься повышением квалификации своих сотрудников и как такое образование будет сопоставляться с образованием, получаемым в специализированных обучающих организациях.

ПО ПРОФИЛЮ 

Своеобразна ситуация и с требованием наличия профильного образования для топ-менеджмента. Существует огромное число опытных, знающих и профессиональных отельеров, которые начали бизнес еще до того, как появились профильные учебные заведения.

Очевидно при этом, что знают и умеют они значительно больше, чем многие преподаватели этих учебных заведений.

Поэтому для них «получение профильного образования» сведется, скорее всего, к элементарной покупке соответствующего документа, как это было в 2002 году в туризме в связи с вступлением в силу положения о лицензировании туристской деятельности с аналогичными требованиями.

Думаю, руководителям средств размещения необходимо ввести дополнительную статью расходов как на собственно обучение персонала, так и на саму процедуру независимой оценки квалификации. А также подготовиться к обострению проблемы текучести и нехватки кадров.

В целом складывается впечатление, что ситуация с введением профстандартов в гостиничной сфере, к сожалению, дает гораздо больший простор для судебной практики и коррупции чиновников, чем для совершенствования гостиничного бизнеса. Остается лишь слабая надежда на то, что по мере развития механизмов применения закона ситуация будет улучшаться…

Источник: http://restoranoff.ru/trends/focus/professionalnye-standarty-v-gostinichnom-biznese-blago-ili-zlo/

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий