Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

Содержание
  1. Материальная ответственность водителя
  2. Общие положения о материальной ответственности
  3. Особенности материальной ответственности различных категорий водителей
  4. Материальная ответственность водителя за автомобиль перед работодателем
  5. Материальная ответственность водителя перед работодателем
  6. Полная материальная ответственность водителя
  7. Материальная ответственность за грузы и пассажиров
  8. Освобождение от материальной ответственности
  9. Договор материальной ответственности водителя
  10. Законодательное регулирование вопроса
  11. Можно ли заключить договор о материальной ответственности?
  12. Ответственность водителя за причиненный ущерб
  13. Ограниченная ответственность
  14. Полная ответственность
  15. Материальная ответственность водителя за автомобиль
  16. Понятие материальной ответственности работника
  17. Права и обязанности водителя
  18. Правомерно ли заключение договора о полной материальной ответственности с водителем на автомобиль?
  19. Как устанавливается материальная ответственность водителя и водителя-экспедитора?
  20. Можно ли водителю-экспедитору установить полную МО?
  21. Условие в трудовом договоре
  22. Обязательно ли дополнительно составлять соглашение о МО?
  23. За что можно привлечь к МО?
  24. Выводы
  25. Составление договора материальной ответственности водителя за автомобиль
  26. Материальная ответственность – что это?
  27. Кто может отвечать?
  28. Обязанности водителя
  29. Зона ответственности
  30. Договор и приказ

Материальная ответственность водителя

Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

Материальная ответственность является обязательной для многих должностей, ее особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ.

Устраиваясь на работу в качестве водителя на автотранспортное средство различных модификаций, гражданин должен понимать, за что с него могут спросить и какие наказания в материальном плане он может понести.

Эта профессия предусматривает различные риски: ответственность за нарушение ПДД, транспортируемый груз, пассажиров и возможный ущерб, нанесенный транспортному средству.

Общие положения о материальной ответственности

Согласно законодательству, работник – водитель входит в категорию лиц, с которыми работодатель имеет право заключать трудовой договор о материальной ответственности. При приеме на работу соглашение может быть конкретизировано, учтены непосредственные условия труда, но все положения не должны противоречить ТК РФ.

Ответственность руководителя не может снижаться, а работника завышаться по отношению к стандартным положениям закона. Трудовой договор должен содержать не только указание на управление транспортным средством, но включать перечень должностных обязанностей.

Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.

При возникновении вопроса о материальной ответственности водителя за автомобиль комиссия по трудовым спорам проверяет трудовой договор. В нем должна быть в обязательном порядке указана категория удостоверения, по которой рассматривается соответствие занимаемой должности.

Затем проверяется выполнение служебных обязанностей, закрепленных в договоре, на предмет полной или ограниченной ответственности перед работодателем. Обстоятельства, которые влияют на возникновение и рассмотрение дела об ущербе, нанесенном работником работодателю, перечислены в ст.

232 ТК РФ:

• противоправные действия (бездействие), повлекшие убыток; • доказанная вина; • наличие фактического материального убытка; • величина издержек, понесенных работодателем; • причинно-следственная связь между проступком и наступившим уроном;

• правильность заключения трудового соглашения.

Для того, чтобы работник был финансово наказан, руководитель обязан доказать и сформулировать перечисленные требования. Существуют общие правила определения ограниченной и полной материальной ответственности.

Если трудовое соглашение заключено с учетом ограничений, то взыскать ущерб можно только в течение месяца со дня происшествия и не больше, чем средний заработок за месяц. Если сумма больше, то взыскать можно только через суд.

Если водитель нанес ущерб третьим лицам, например, при ДТП, то руководитель обязан его выплатить, а затем в течение года взыскивать из заработка виновного.

По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора.

При управлении автотранспортным средством водитель отвечает исключительно за эксплуатируемую им по договору технику. В сложных ситуациях, когда решение трудового спора берет на себя суд, руководитель может заявить, что автомобиль сам по себе является ценностью.

Но это не совсем так, машина служит для доставки людей или грузов, является транспортным средством, не представляющим собой цель перевозки.

Особенности материальной ответственности различных категорий водителей

У каждой категории работников есть свои должностные инструкции, которые обязательны к исполнению. Должность личного водителя руководителя предприятия подразумевает ограниченную ответственность за возможный ущерб. Большинство автомобилей имеет высокую стоимость, застрахованы по КАСКО, при наступлении страхового случая потери хозяину возмещаются полностью.

Если автомобиль застрахован по ОСАГО, то разницу в покрытии взимают с виновника. Если заработка за месяц недостаточно, при отсутствии компромисса, дело рассматривается в судебном порядке. Суд может назначить возмещение ущерба в случае, когда виновник уже уволился с предприятия.

Если же гражданин продолжает трудиться, то взыскание недостающих сумм производится в течение года из заработной платы.

Должностная инструкция водителя – экспедитора указывает, что он обязан отвечать за автотранспортное средство, которое доверило ему предприятие, и за транспортируемый груз. Какая конкретно мера ответственности ляжет на работника в результате ЧП, решается по обстоятельствам дела.

Если автомобиль поврежден в результате аварии, груз пострадал полностью или частично, то для определения вины потребуются рассмотрение многих объективных причин происшествия.

Вызвал ли экспедитор полицию сам, был ли трезв, принял ли меры по сохранению груза — от этих и иных факторов зависит величина наказания.

Если в досудебном или судебном рассмотрении вина будет доказана, то экспедитор понесет финансовое наказание как за автомобиль, так и за груз. Если работники доставляют груз на пару, отвечать придется в равной мере, независимо от того, кто управлял машиной.

При подобных грузоперевозках заключается договор коллективного (бригадного) подряда, поэтому отвечать приходится обоим. Перевозимые грузы могут быть вручены по одноразовой доверенности, которая регламентирует исключительно прием и вручение груза, а не обслуживание его в пути следования.

Подобный вариант допустим с согласия водителя, который временно выполняет обязанности экспедитора.

Трудовой договор с водителем автобуса включает в себя должностную инструкцию, содержащую указания на взыскание ущерба, причиненного по его вине.

Кроме наказания за вред, возникший по причине ДТП, допускается взыскание за порчу имущества внутри салона, потерю билетной кассы или выход на линию в нетрезвом состоянии. Любые отклонения от выполнения должной инструкции при пассажирских перевозках наказываются штрафными санкциями.

За нарушение ПДД водитель автобуса обязан выплачивать штраф из своей зарплаты, а при ущербе, нанесенным третьим лицам во время движения, отвечает в полном объеме.

Взыскание накладывается на предприятие, обязанное в 2 месячный срок покрыть расходы пострадавшего лица, затем возместить свои потери с виновного. Убыток взыскивается в полной мере, а не в размере одной зарплаты, если предприятие обратится в суд.

Работодателю потребуется доказать, что вина наступила из-за нарушения должностной инструкции, повлекшего за собой финансовый урон собственнику. Взыскание возможно в полной мере, даже если виновник уволен по статье или по собственному желанию.

Следуя судебному постановлению, исполнительный лист может быть отправлен на новое место работы или вручен лично для возмещения ущерба.

Согласно ТК РФ работника можно финансово наказать, даже если трудовое соглашение не содержит указание на материальную ответственность. Если работодатель понес убытки в случае:

• умышленного вреда собственности; • наступления уголовной или административной ответственности виновного, установленной судом; • в неадекватном состоянии;

• сознательном неисполнении своих служебных обязанностей.

Осознанный умысел доказывается в суде, где определяется его вид, прямой или косвенный. Первый вид характеризуется явным пониманием происходящего и желанием нанести урон собственнику автотранспорта.

Косвенная вина заключается в нежелании предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия. Если же умысел не доказан, то порча имущества (груза или транспортного средства) оплачивается провинившимся только в размере среднего месячного заработка.

Умысел, заключенный в действии (бездействии), приведшему к потере финансовых средств, доказывается в суде собственником имущества.

При вынесении административного или иного наказания любым государственным органом должна быть отражена причинно – следственная связь между проступком водителя и наступившими финансовыми потерями владельца (руководителя) ТС. Одновременно устанавливается размер взыскания и способы его возмещения.

Проступок, совершенный в состоянии опьянения, должен был зафиксирован в акте медицинского заключения. Показания участников происшествия или свидетелей в расчет судом не берутся. Инициировать проверку имеют право органы правопорядка или руководитель.

При наличии опьянения наступает полная материальная ответственность за проступок, невзирая на наличие или отсутствие умысла.

Поскольку профессия водителя входит в группу повышенного риска, то при заключении договора следует предельно внимательно относиться к подписываемому документу, а также строго выполнять должностные инструкции.

Источник: https://alljus.ru/trudovoe-pravo/materialnaya-otvetstvennost-voditelya.html

Материальная ответственность водителя за автомобиль перед работодателем

Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

Компании, нанимая работников, доверяют им различные ценности и имущество. Наниматель отвечает за своевременное обслуживание и ремонт различного оборудования, приспособлений и автотранспорта.

В то же время подчиненный несет ответственность за сохранность вверенного ему имущества. Полнота возмещения вреда, причиненного из-за умысла (бездействия) работника, зависит от многих факторов.

Одним из вопросов, вызывающих множество споров, является материальная ответственность водителя за автомобиль, груз и другие ценности.

Материальная ответственность водителя перед работодателем

Автомобиль является не только средством передвижения и источником опасности, но и обладает достаточно большой денежной стоимостью.

Доверяя это имущество работнику, наниматель надеется на бережное и аккуратное отношение к машине со стороны подчиненного.

В случае аварий, чрезвычайных происшествий или поломок часть последствий можно компенсировать за счет страховых выплат. Ущерб, превышающий размер выплат по страховке, можно попытаться взыскать с водителя.

В его положениях необходимо четко определить границы ответственности за автомобиль каждой из сторон договора. При этом необходимо помнить, что заключение соглашения, подразумевающего полную материальную ответственность водителя, является нарушением трудового законодательства.

Согласно положениям ТК РФ (ст. 244), Министерством труда разработаны перечни профессий и работ, для которых наступает полная материальная ответственность за причиненный ценностям или имуществу нанимателя вред. Профессия водителя транспортного средства в этих перечнях не указана.

Подтверждает это положение и судебная практика. В ходе неоднократных судебных разбирательств нанимателям указывалось, что договор о полной материальной ответственности водителей не соответствует требованиям трудового законодательства.

Полная материальная ответственность водителя

По общему правилу, отвечать за вред, причиненный транспорту нанимателя, водитель будет только в размере своей среднемесячной зарплаты (ТК РФ, ст. 241). Однако из этого правила есть несколько исключений. С водителя транспортного средства можно взыскать фактические убытки в полном объеме в следующих случаях (ТК РФ, ст. 243, постановление Минтруда № 85):

  1. Целью поездки являлась транспортировка самого автомобиля до места назначения. Когда машина выступает только как средство доставки грузов или пассажиров, речи о возмещении ущерба в полном объеме не идет. Полная материальная ответственность за автомобиль для водителя наступает только в том случае, если в его обязанности входило доставить машину, как товар, к ее владельцу или покупателю.
  2. Умысел шофера на причинение имуществу нанимателя ущерба. Он может выражаться как в определенных действиях, так и в бездействии водителя.

Например, элементарная лень не позволила шоферу отогнать машину на стоянку. Он оставил ее возле своего дома в не самом благополучном районе города. Ночью ее вскрыли и украли из салона магнитолу и коврики. Фактически умышленное бездействие привело к ущербу для имущества нанимателя.

  1. Противоправные действия, получившие свое подтверждение в ходе уголовного или административного разбирательства. Самым распространенным примером является совершение ДТП из-за несоблюдения правил дорожного движения.

Штрафы за несоблюдение ПДД также полностью оплачиваются шофером.

  1. Вред имуществу нанимателя причинен из-за нахождения водителя в состоянии какого-либо опьянения.

В случае несогласия с возмещением ущерба в полном объеме, решение о размере компенсации принимают только суды.

При этом наниматель должен помнить, что взыскать с нерадивого работника можно только фактический урон имуществу. Упущенная выгода не может быть возмещена виновным сотрудником.

Материальная ответственность за грузы и пассажиров

Еще одной ситуацией, которая вызывает множество споров и разногласий, является степень ответственности водителей, осуществляющих грузо- или пассажирские перевозки. Многие наниматели ошибочно полагают, что полная материальная ответственность за доставленный груз автоматически распространяется и на само транспортное средство.

Это не так. Автомобиль выступает только как средство передвижения, а водитель не отвечает в полном объеме за его сохранность и невредимость.

Кроме того, парадоксальная ситуация складывается, когда в машине помимо водителя присутствует экспедитор, в обязанности которого входит доставка груза по назначению. Фактически за товар отвечает один человек, а за автомобиль — другой.

При этом экспедитор не может повлиять, например, на дорожную обстановку или нарушение ПДД водителем. А шофер следить, чтобы экспедитор не причинил ущерб машине.

В таких случаях можно использовать два выхода из ситуации.

  • Во-первых, ввести бригадную материальную ответственность для водителя и экспедитора за целостность товара и транспорта.
  • Во-вторых, совместить должностные обязанности водителя и экспедитора для одного сотрудника. Такое решение позволяет заключать с шофером договор о полной материальной ответственности, так как профессия экспедитора есть в утвержденном Минтруда перечне.

Также типичной ошибкой нанимателей является возложение полной ответственности за транспортное средство на водителей, в обязанности которых входит осуществление пассажирских перевозок. Свое решение они мотивируют тем, что шофер автобуса одновременно осуществляет прием денежных средств в оплату за проезд, а кассовые операции находятся в перечне работ, утвержденном Минтруда.

Материальная ответственность водителя автобуса является полной в отношении денежных средств, собранных за проезд, и ограниченной в отношении транспорта как средства доставки пассажиров.

Освобождение от материальной ответственности

Вместе с тем, водитель не обязан возмещать любой вред, причиненный транспортному средству. Он может быть освобожден от материальной ответственности в следующих ситуациях:

  • ущерб причинен третьими лицами, а водитель сделал все возможное для его предотвращения;
  • наниматель не обеспечил условия для нормальной эксплуатации автомобиля;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • руководство компании-работодателя приняло решение о не взыскании ущерба с водителя.

Нельзя взыскивать средства за восстановление машины после аварии, виновником которой являлся не сотрудник фирмы, а другой участник дорожного движения. Или ущерб автомобилю нанесен противоправными действиями третьих лиц, при этом машина находилась на территории компании-владельца или платной автостоянке.

Кроме того, владелец транспортного средства (фирма) обязан своевременно осуществлять текущее обслуживание и ремонт автомобиля.

Например, в случае аварии, причиной для которой послужил отказ тормозной системы, водитель может быть освобожден от выплаты денег на ремонт, если докажет, что он ставил в известность свое руководство о неисправности.

Также не отвечает шофер за повреждения машины по причине различных природных или техногенных катастроф. Он не может предугадать, например, падение на машину кирпича из стены здания или ветки дерева.

Наниматель тоже имеет право «простить» водителю стоимость ремонта или восстановления машины.

При найме на работу водителя помимо трудового договора необходимо заключить с ним и соглашение о материальной ответственности за транспортное средство, на котором он будет выполнять свои должностные обязанности.

По общему правилу, на автомобиль как средство передвижения или доставки товаров не распространяются положения о полной материальной ответственности.

Исключение составляют ситуации, когда шофер виновен в причиненном ущербе.

В остальных случаях, распространение полной материальной ответственности за груз или денежные средства, уплаченные за проезд, на транспорт является нарушением.

Шофер может возмещать ущерб автомобилю или автобусу только в размере своей месячной зарплаты. А при наличии определенных обстоятельств освобождаться от выплаты ущерба. (22 голос.

, 4,30 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/materialnaya-otvetstvennost-voditelya.html

Договор материальной ответственности водителя

Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

Водитель автотранспортного средства – это не просто человек, который ведет машину из пункта А в пункт Б.  Данная профессия настолько многофункциональна, что сочетает в себе несколько специфик. Но когда речь заходит о материальной ответственности водителя, не все могут с уверенностью сказать может ли она быть возложена на данную профессию.

Договор о материальной ответственности водителя за автомобиль

Водители в том или ином количестве как наемные лица есть на любом предприятии. Принимая на работу шофера, ему выдается автомобиль и сразу же возникает вопрос, а в какой мере он несет ответственность за столько дорогое транспортное средство.

Как и с другими наемными лицами с шофером при приеме на работу подписывается трудовой договор. В нем оговариваются условия будущего сотрудничества, график работы и размеры оплаты за произведенный труд.

Трудовое соглашение закрепляет тот факт, что стороны принимают на себя обоюдную ответственность, и каждый обязан исправно исполнять свою часть контракта.

Кроме соглашения, водителю составляется должностная инструкция, которая полно очерчивает его трудовые обязанности.

В обязанности водителя входят:

  1. Следить за исправностью авто и своевременно оповещать нанимателя о необходимости ремонта или ТО.
  2. Поддерживать чистоту как внутри, так и снаружи.
  3. Следовать прописанным маршрутам.
  4. Соблюдать правила дорожного движения.
  5. Следить за погрузкой и выгрузкой пассажиров или грузов.

На работника данной профессии не должны возлагаться обязанности по ремонту авто, он может производить лишь мелкие починки.

Законодательное регулирование вопроса

Но является ли шофер ответственным за груз и машину? Работодатель для решения данного вопроса обязан ориентироваться на существующие законодательные нормы в Российской Федерации.

В РФ Постановлением Минтруда России в 2002 году утвержден Перечень № 85. В нем приводятся списком все профессии, которые могут по желанию нанимателя привлекаться к полной материальной ответственности.

Не внесенные в перечень профессии не могут нести обязательства по возмещению причиненного ущерба в полном объеме. Поэтому заключать такие договоры с работниками, которые работают на местах, не внесенных в Перечень нельзя.

А если он будет все же заключен, то его правомерность оспаривается в судебном порядке.

Ориентируясь на пункты Перечня можно с уверенностью сказать, что заключить договор о материальной ответственности водителя нельзя.

А вот если водитель, по трудовому соглашению является еще и экспедитором, то ситуация сразу в корне меняется. Ведь экспедитор, подолгу своей профессии, отвечает за выданные ему материальные ценности с момента их выдачи до момента доставки их до получателя.

Можно ли заключить договор о материальной ответственности?

Чтобы заключить на постоянной основе договор материальной ответственности водителя за автомобиль, необходимо проставить в его трудовое соглашение приставку экспедитор.

При наличии такого уточнения обязательства по возмещению причиненного ущерба наступают после того, как будет подписан договор о материальной ответственности.

До момента его подписания действуют общие правила возмещения причиненного ущерба, а именно в размере, не превышающем оклад за один месяц.

Отсутствие договора с водителем не означает, что на него нельзя возложить некие финансовые обязательства. Например, можно выдавать грузы по доверенности. Доверенность автоматически подразумевает несение полных обязательств по сохранности, доставке, аккуратной погрузке и выгрузке товаров.

Этот документ ограничен временными рамками или является разовым до момента передачи груза. Неудобство данного метода заключается в необходимости подготовки лишних бумаг. Если товары перевозятся не на постоянной основе, то доверенность прекрасно решит проблему с возложением ответственности.

Что касается самого транспортного средства, то здесь каждый случай рассматривается отдельно. Принимаются во внимание факторы, повлекшие поломку или аварию, доказывается виновность лица.

Ответственность водителя за причиненный ущерб

Многие перевозчики опломбируют свои грузы после погрузки. В этом случае водитель всего лишь выполняет функцию доставки. Его не интересует количественные характеристики, он обязан в указанный срок, по указанному маршруту доставить машину, груженую товаром.

Получатель вскрывает пломбу и забирает содержимое. Совсем по-иному дело обстоит, когда шофер получает товар по накладной. Он обязан проверить не только его количество, но и целостность грузимого.

По приезде в пункт Б он также обязан сдать ценности по описи, а именно по накладной, в указанном количестве и без внешних повреждений. Комплектность, целостность и иные характеристики внутреннего содержимого упаковки шофера не касаются.

Исключением является лишь факт неправильной транспортировки, при котором продукция была повреждена по вине самого водителя.

В той или иной мере шофер всегда отвечает за доставленные грузы. Различают:

  1. Полную матответственность.
  2. Ограниченную матответственность.

Что каждая из них влечет за собой для работника данной профессии, рассмотрим более подробно.

Ограниченная ответственность

Ограниченные обязательства несут все работники, которые были приняты на работу с соблюдением законодательных норм о трудоустройстве.

При нанесении ущерба каждый работник подвергается денежным взысканиям, то есть, обязан возместить установленную сумму. При отсутствии заключенной с работодателем договоренности о полных обязательствах возмещение носит лишь частичный характер.

Статья 241 ТК РФ описывает пределы ограниченных обязательств, они не могут превышать одного среднего месячного заработка работника, по вине которого был нанесен ущерб.

Для взыскания суммы наниматель обязан:

  1. Официально засвидетельствовать факт причиненного ущерба.
  2. Доказать виновность работника.
  3. Составить акт об уроне, приложить справку о его полной стоимости.

По приказу нанимателя с водителя взыскивают указанную сумму.

Полная ответственность

Полное возмещение причиненного ущерба может быть взыскано если:

  1. Водитель в трудовом контракте имеет дополнительно возложенные на него обязанности экспедитора.
  2. Предварительно был подписан договор о полной материальной ответственности.
  3. Доказана вина шофера в нанесенном ущербе.

Ущерб может возмещаться:

И работодатель, и сам водитель-экспедитор имеет право отстаивать свои интересы в суде.

Источник: http://ZnatokTruda.ru/dogovora/materialnoj-otvetstvennosti-voditelja/

Материальная ответственность водителя за автомобиль

Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

Основная функция работника-водителя состоит в управлении транспортным средством. И вполне справедливо возложить на него ответственность за сохранность этой дорогостоящей вещи. Кроме этого, автомобиль – источник повышенной опасности, в связи с чем при его использовании увеличивается вероятность нанесения материального ущерба.

Руководители организаций и менеджеры по персоналу часто заблуждаются, в чем именно заключается функционал шофера. Это приводит к ошибкам при привлечении к материальной ответственности водителя за автомобиль.

Обязанность водителя возместить стоимость поломок авто зависит от разных юридических и фактических обстоятельств, которые мы постараемся разъяснить ниже.

Понятие материальной ответственности работника

Суть материальной ответственности работника выражается в его обязательстве компенсировать работодателю фактический ущерб, возникший из-за виновного нарушения должностных обязанностей. Сотрудник должен оплатить только реальный имущественный убыток, а упущенные прибыль и экономия не возмещаются.

Материальная ответственность подразделяется на:

  1. Ограниченную, при которой работнику надлежит выплатить компенсацию в рамках суммы собственной среднемесячной зарплаты. Такое материальное обязательство возложено законом на всех без исключения нанятых работников.
  2. Полную, по правилам которой сотрудник всецело оплачивает сумму вреда. Это обязательство возникает только в случаях, исключительно обозначенных в законе, в частности в силу договора о полной материальной ответственности.

Окончание трудовых отношений не упраздняет обязанности заплатить за материальный убыток.

Права и обязанности водителя

Привлечь работника к любому из обозначенных видов материальной ответственности за вред можно при нарушении им своих обязанностей.

Основные обязанности водителя состоят в:

  • управлении автомобилем;
  • соблюдении правил дорожного движение;
  • перевозка клиентов организации;
  • поддержании автомобиля в рабочем состоянии: замена масла, заправка топливом, проверка механизмов и т.д.;
  • ремонте мелких поломок авто – например, устранение неисправности системы очистки лобового стекла.

Обязанностям корреспондируют приблизительно такие права:

  • требовать от работодателя существенного ремонта авто;
  • отказаться управлять автомобилем в неисправном техническом состоянии;
  • самостоятельно принимать решения в пределах своей рабочей компетенции.

Конкретные обязанности и ответственность в развернутом виде прописываются в должностной инструкции водителя и зависят от направления деятельности организации. Для шофера такси будет присутствовать обязанность информировать пассажира о готовности авто к поездке. Водитель курьерской службы обязан передавать клиенту вверенные вещи и т.п.

Правомерно ли заключение договора о полной материальной ответственности с водителем на автомобиль?

По закону оформить соглашение о стопроцентной материальной ответственности можно с наемным совершеннолетним (от 18 лет) работником, непосредственно (то есть физически) обслуживающим имущественные ценности, должность которого поименована в Постановления Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85, регулирующим этот аспект отношений.

В перечне должностей и работ водители автомобилей отсутствуют. Поэтому с ними заключать такой договор нельзя.

Массивная судебная практика по вопросу привлечения к материальной ответственности водителя за автомобиль мотивирует это следующим образом. Функция шофера – управление машиной, в связи с чем авто для него рабочий инструмент, а не вверенная ценность. Перемещение автомобиля есть средство, а не самоцель перевозки.

В перечне должностей, допустимых для заключения договора об абсолютной материальной ответственности, поименованы экспедитор и инкассатор.

Но и здесь автомобиль будет рабочим средством, а не вверенным имуществом, в отличие от транспортируемых грузов.

Поэтому и здесь возложение материальной ответственности за автомобиль есть момент спорный, и уяснять его придется, скорее всего, в судебном споре.

Тем не менее кроме договорной абсолютной ответственности, закон допускает ее возникновение в других особых случаях, каждый из которых применим к водителю автомобиля.

Внедоговорные основания привлечения к полной материальной ответственности такие:

  • с работником заключено разовое соглашение за вверенные ценности – и это может быть сам по себе транспортируемый автомобиль;
  • сотрудник умышленно нанес вред – к примеру, водитель намеренно разбил стекло авто;
  • работник в момент причинения вреда был пьян;
  • имущественный вред возник в результате преступления или административного проступка при наличии соответствующих приговора или акта – для водителей актуальны повреждения автомобиля вследствие виновных ДТП, подпадающих под соответствующие статьи;
  • сотрудник разгласил охраняемую тайну;
  • материальный ущерб причинен вне трудовых отношений – водитель повредил автомобиль при его использования после окончания рабочей смены.

Чтобы привлечь наемного работника к материальной ответственности, как к ограниченной, так и к полной, работодателю нужно соблюсти общую процедуру привлечения.

До предъявления провинившемуся водителю требования о материальной компенсации работодатель обязан провести расследование и установить точную сумму убытка, а также его причину. На этом этапе возможно привлечение оценочных экспертов и сотрудников ГИБДД (если поломка авто в результате ДТП). Водитель обязательно должен письменно объяснить ситуацию работодателю.

Если сумма вреда меньше средней зарплаты водителя, работодатель не позднее месяца после окончания расследования может распорядиться об удержании из его заработка. В остальном, при отсутствии согласия сотрудника оплатить ущерб добровольно, привлечение к имущественной ответственности происходит через суд. Обратиться туда наниматель должен в пределах года.

Трудовой закон не запрещает работодателю отказаться от взыскания компенсации или уменьшить ее. Кроме того, стороны вправе подписать соглашение о добровольном возмещении поломок автомобиля на любых условиях – с рассрочкой оплаты или вообще заменой ее на ремонт силами и работника.

Источник: https://www.uristvzakone.ru/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C/

Как устанавливается материальная ответственность водителя и водителя-экспедитора?

Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

> Материальная ответственность > Ответственность > Как устанавливается материальная ответственность водителя и водителя-экспедитора?

Сущность деятельности водителя заключается в управлении транспортным средством.

Автомобиль считается источником повышенной опасности.

Во время его использования могут возникать случаи наступления материальной ответственности для сотрудника, в распоряжении которого он находится.

Порядок, технология и условия привлечения работников к полному виду материальной ответственности, отражены в ТК РФ и других нормативных документах.

В соответствии с 238 статьей настоящего Кодекса, в обязанности трудящихся граждан входит возмещение прямого ущерба, причиненного компании по их вине.

Статьей 241 ТК РФ определено — каждый специалист привлекается к материальной ответственностиограниченного вида.

В случае наступления ограниченной ответственности работник возмещает убытки в виде компенсационной суммы, величина которой не может превышать размер его среднемесячного заработка.

Для того чтобы определить, может ли водитель привлекаться к полной мат. ответственности, необходимо учесть ряд нюансов.

Прежде всего, важно помнить список должностей, обязательных для привлечения к данному виду ответственности, закреплен ТК РФ и Постановлением Министерства труда РФ. Должность водителя в нем не указана.

Также в указанном перечне присутствует перечисление работ, при выполнении которых сотрудник может привлекаться к полной ответственности. Среди таковых нужно отметить получение, хранение, учет и транспортировку материальных ценностей.

Водитель может привлекаться к данному виду ответственности при условии, что его должностные полномочия связаны с перечисленными ранее работами.

Помимо этого, полная ответственность наступает в следующих ситуациях:

  • умышленное причинение ущерба работодателю;
  • нанесение убытков при нахождении в состоянии опьянения;
  • причинение ущерба в ходе совершения административного проступка или преступления.

Можно ли водителю-экспедитору установить полную МО?

Главной характеристикой работы водителя-экспедитора является тот факт, что в отличие от рядового водителя, он несет ответственность за доверенные ему материальные ценности и груз.

Также следует упомянуть, что должность экспедитора присутствует в перечне должностей, к которым может устанавливаться полная мат. ответственность.

Помимо этого, сотрудник может привлекаться к другим видам ответственности.

К примеру, к индивидуальной и административной. Ключевое значение при этом играют должностные обязанности, возлагаемые на работника.

Водитель-экспедитор должен отвечать как за состояние доверенного ему автомобиля, так и за груз, который он в нем перевозит.

Во избежание случаев привлечения к ответственности работник должен придерживаться установленных должностными инструкциями и другой подобной документацией правил.

Условие в трудовом договоре

В процессе оформления договора, в котором будет отражена тема привлечения работника к полной материальной ответственности, важно соблюдать единое установленное правило.

Данное требование регламентируется 232 статьей ТК РФ.

Структура договора, в котором присутствуют условия привлечения к мат. ответственности, должна выглядеть следующим образом:

  • преамбула — основные сведения о каждой стороне трудовых отношений;
  • обязанности сотрудника и работодателя;
  • перечисление функций, возлагаемых на сотрудника, особенности выполнения им должностных обязанностей;
  • обстоятельства, при появлении которых возникают случаи полной материальной ответственности;
  • технология определения суммы убытков при нанесении ущерба имуществу компании;
  • исключения. Под ними принято понимать факторы, при появлении которых водитель/водитель-экспедитор освобождается от ответственности;
  • методики разрешения возникших споров (возможные варианты судебных и досудебных разбирательств);
  • дата составления соглашения;
  • подписи сторон, принимавших участие оформлении документа.

Обязательно ли дополнительно составлять соглашение о МО?

Условия наступлении материальной ответственности должны быть отражены во внутренней документации компании.

Специфика бумаг зависит от типа ответственности.

С лицами, должности которых отражены в перечне Постановления Министерства труда, нужно заключать дополнительный договор.

Условия наступления ответственности и другие сопутствующие моменты также могут присутствовать в соглашении, заключаемом с сотрудником в процессе приема его на работу.

При установлении ограниченной ответственности договор может не заключаться, потому как данный вид ответственности несут все трудящиеся граждане.

За что можно привлечь к МО?

Водитель — это сотрудник, деятельность которого основана на использовании транспортного средства. Автомобиль — дорогостоящее имущество, за порчу/поломку которого сотрудник несет ответственность. Ущерб возмещается в том случае, если повреждения возникли по вине трудящегося.

Водителя можно привлечь к материальной ответственности за следующие действия:

  • возникновение затрат, предназначенных для проведения восстановительных и ремонтных работ автомобиля, попавшего в ДТП;
  • порча/поломка автомобиля;
  • наложение штрафных санкций за несоблюдение правил дорожного движения;
  • необходимость работодателя выплачивать какие-либо компенсационные суммы (по вине сотрудника);
  • распространение информации, разглашение которой запрещено.

При этом должно соблюдаться условие — виновником происшествия является сотрудник, которому было доверенное транспортное средство.

При необходимости работник должен возместить убытки, полученные в результате повреждения автомобиля.

Если транспортное средство не подлежит восстановлению, водитель выплачивает компенсационную сумму. Ее величина определяется в соответствии с рыночной стоимостью авто.

Выводы

Профессиональная деятельность водителя основана на взаимодействии с транспортным средством. Привлечь данного работника к полной ответственности возможно только в том случае, если в круг его должностных обязанностей входят работы, описание которых присутствует в Перечне Министерства труда.

В указанный список входит должность экспедитора. Из этого следует вывод — работодатель вправе заключить с водителем-экспедитором соглашение о полной мат. ответственности.

Такие сотрудники отвечают за сохранность перевозимых грузов, поэтому их работе особое повышенное внимание.

Избежать наказания сотрудники могут путем соблюдения установленных правил. В случае нарушения работодателем прав трудящихся последние могут обратиться с жалобой в вышестоящие органы.

Источник: https://azbukaprav.com/mat-otv/otvetstvennost/voditelya.html

Составление договора материальной ответственности водителя за автомобиль

Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

За причиненные организации материальные потери, которые могут быть обусловлены трудовой дезорганизацией, повреждением транспортного средства работником в ходе его неправильной эксплуатации или иных событий,  руководство компании может взыскать с такого служащего сумму ущерба.

Эти финансовые обязательства закреплены трудовыми правоотношениями, где их основой является договор с водителем о материальной ответственности за автомобиль.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

Материальная ответственность – что это?

Каждый сотрудник компании, так или иначе, отвечает за свой рабочий участок и то оборудование, которое необходимо ему для исполнения своих обязанностей и регламентируется это как должностными инструкциями, так и трудовым договором, раскрывающим степень имущественных обязательств.

Итак, материальная ответственность подразумевает правовые отношения, где сотрудник вследствие определенных нарушений должен покрыть своему работодателю полную или частичную величину потерь.

В соответствии со статьей 241 Трудового Кодекса РФ, размер убытка определен суммой среднемесячной зарплаты нарушителя, однако если говорить о полной ответственности, которая регулируется статьей 242 трудового законодательства, то сотрудник должен вернуть полную стоимость от причиненного ущерба.

Кто может отвечать?

Среди принятого перечня документации, который необходим для принятия на должность нового водителя, также стоит задача оформить имущественные отношения сотрудника за транспортное средство.

На основании трудового законодательства, а именно статьи 244, подобный документ может быть создан:

  1. если кандидат является совершеннолетним;
  2. если сотрудник непосредственно в свое работе эксплуатирует транспортное средство;
  3. если занимаемая должность числится в списке материально-ответственных лиц в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 №85.

Именно это Постановление и объясняет, может ли водитель в принципе быть материально ответственным лицом или нет.

При организации деловых отношений с водителем, руководство организации может использовать одну из двух форм договорных отношений – постоянную или повременную:

  1. При постоянной регламентируемые имущественные отношения имеют бессрочный характер, расторжение договора и, соответственно, снятие всей ответственности с работника возможно только лишь при увольнении или его переводе.
  2. Повременная форма предполагает фиксированный временной промежуток такого договора, а уже по истечению указанного срока принимается решение либо о расторжении, либо о его продлении.

Одним из нюансов является еще и факт совмещения функций водителя с функциями экспедитора, что играет решающую роль в ответе на вопрос: «Несет ли водитель общую или полную ответственность?».

Так, основываясь на Трудовом Кодексе и 85 Постановлении Министерства Труда, выделяют два особых случая, при которых водитель может нести полную ответственность, а именно:

  1. Если водитель перевозит ценный груз, который закреплен за ним как и доверенностью, так и актом приема-передачи под его подпись, то он полностью отвечает за его целостность и транспортировку. Однако же должность такого водителя не изъявлена как «водитель-экспедитор», то наниматель не может уполномочить такого служащего являться ответственным за такую грузоперевозку.
  2. Если водитель значится на должности экспедитора, что предполагает факт материальной ответственности за транспортируемый груз, его правильном содержании и калькуляции количества, однако помимо трудового договора с таким служащим также должны быть и зарегистрированы имущественные отношения касаемо эксплуатируемого транспорта.

В остальных же случаях водители несут общие материальные обязательства, которые ограничиваются среднемесячной заработной платой.

Стоит упомянуть и о возможности заключения коллективных регламентируемых имущественных отношений, что наиболее актуально при наличии двух и более водителей на одно транспортное средство.

Обязательства при заключении таких договоров могут быть полными или частичными. В первом случае, вся ответственность ложится на работника, по вине которого произошла порча имущества, когда как во втором – каждый из водителей выплачивает только свою индивидуальную часть.

Посмотрите видео о порядке заключения подобного договора:

Обязанности водителя

Весь перечень обязанностей водителя должен быть регламентирован трудовым договором.

Если говорить о водителе служебного транспортного средства, то его функции включают не только перевозку пассажиров, но и поддержание чистоты самого автомобиля, его техническую исправность, уровень топлива и небольшой ремонт. Как правило, капитальный ремонт, ТО в спектр его функций не включен, так как должен производиться специалистами.

Служащие грузовых транспортных средств являются ответственными за перевозку, сохранность и своевременную доставку имущества, правильностью погрузки и выгрузки, мелким ремонтом транспорта и своевременной заправкой.

Водитель-экспедитор помимо вышеперечисленных дел также должен следить за количественно-качественными характеристиками товара, которые должно полностью соответствовать сопутствующей документации, а также такой работник несет ответственность за целостность упаковки перевозимого имущества, заполнение актов о недостаче или порче груза.

Образец договора с водителем-экспедитором можно скачать по этой ссылке.

Зона ответственности

  • Состояние и исправность автомобиля;
  • Целостность и уровень качества транспортируемого имущества (груза).

Однако не всегда работодатель имеет право требовать ремонт транспортного средства за счет работника. Это возможно в тех случаях, когда поломка произошла по ряду случаев, четко описанных в трудовом законодательстве.

Например, водитель находился в нетрезвом состоянии и повредил автомобиль или же осознанно способствовал поломке транспорта, использовал автомобиль в личных целях или в нерабочий промежуток времени. Если же повреждение произошло не по его вине или случайно, то обычной такой убыток ограничивается одним среднемесячным окладом водителя.

Если речь идет об ответственности водителя-экспедитора, то за все повреждения имущества в ходе его транспортировки, включая целостность упаковки, задержки доставки, неправильного режима самой перевозки груза, такой работник отвечает в полном объеме.

Договор и приказ

Любой договор о материальной ответственности не должен идти в разрез с трудовым законодательством. Посему все подобные имущественные отношения основаны на статье 232 Трудового Кодекса РФ.

Документ должен четко описывать все случаи, в ходе которых работник должен выплачивать ущерб в полном объеме. Договор такого плана может быть заключен как в организации, так и между водителем и владельцем автомобиля, к примеру, грузового.

Образец договора полной мат. ответственности можно скачать здесь.

Типовая форма подобного документа содержит:

  • данные о заключении договора и наименовании трудовых сторон;
  • предмет договора;
  • права и обязанности работника и работодателя, предопределяющие все должностные обязанности и основные функции;
  • способы определения суммы ущерба и его взыскания, включая исключительные случаи (например, когда вина работника так и не была доказана);
  • различные способы урегулирования споров (судебных и досудебных).

В конце такой документ закрепляют печатями и подписями каждой из сторон.

Что же касается приказа о материальной ответственности, то здесь нет четко регламентированной формы, скорее, это локальный акт в рамках любой организации, однако и он должен содержать определенные данные, регламентируемые статьями 242-245 Трудового Кодекса РФ:

  • Основания и причины для введения для должности материальной ответственности, подкрепленные нормативно-правовой базой. Подобные данные необходимы для дальнейшего доказательства факта нарушения и уже последующего взыскания выплат за ущерб.
  • В документе необходимо четко прописать ответственных сотрудников, все объекты, которые задействованы в работе такими сотрудниками их должности и трудовые функции.
  • С документом должны быть ознакомлены все ответственные сотрудники, речь о которых шла непосредственно в приказе, должны стоять все необходимые подписи сотрудников и печати, что делает приказ официально узаконенным.

Данные, прописанные в приказе схожи с данными договора о материальной ответственности, однако приказ раскрывает основания для возмущения ущерба и полную его сумму.

В документе необходимо указать:

  1. название самого предприятия и дату составления приказа;
  2. основание для привлечения;
  3. полную сумму ущерба и виновника;
  4. данные и подпись руководителя организации, ответственного работника и иных уполномоченных лиц, которые осуществляют удержание финансовых средств.

Для введения в работу подобного документа необходимо согласие всех сторон, в особенности лиц, которые будут нести ответственность.

Образец приказа о возложении материальной ответственности на сотрудника:

На подписание работником приказа официально отводится три рабочих дня, после чего его регистрируют в журнале приказов, где он хранится в течение последующих пяти лет.

Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.

Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.

Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.

Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.

В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.

Здесь можно подробнее узнать о профстандарте водителей.

Важным условием качественной работы является и обеспечение нанимателем исправного транспортного средства, необходимых комфортных условий для транспортировки и целостности груза (правильная упаковка, подходящий транспорт для определенных видов перевозимого имущества, грамотно отлаженный график перевозок и так далее).

Формирование правильной системы дифференциации имущественных обязательств во многом зависит от правовой грамотности руководства организации. Немаловажную роль играет уровень сознательности и ответственности работника, что в дальнейшем обеспечит прочные деловые отношения и минимизирует риск возникновения форс-мажорных ситуаций.

Источник: https://bizakon.ru/kadry/priem-na-rabotu/dogovor-materialnoj-otvetstvennosti-voditelya-za-avtomobil.html

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий