Сотрудник нашей организации – член избирательной комиссии с правом решающего голоса, как оформить отсутствие на рабочем месте?

Содержание
  1. Как оформить работника на время работы его в избирательной комиссии
  2. Справка
  3. Участие в работе избирательных комиссий: как оплатить
  4. Отгул после выборов
  5. Члены УИК с правом решающего голоса: права, неприкосновенность, особенности
  6. Иерархия избирательных комиссии:
  7. Внутренняя структура избирательной комиссии
  8. Есть некоторые особенности:
  9. Привлечение к административной и уголовной ответственности члена УИК:
  10. Увольнение с работы
  11. Основные права члена УИК с правом решающего голоса
  12. Работа в участковой избирательной комиссии. Общий обзор
  13. Член комиссии с правом решающего голоса
  14. Член комиссии с правом совещательного голоса
  15. Началось формирование УИК.Стань членом комиссии
  16. Российская практика формирования УИКов
  17. Чем должна заниматься участковая комиссия?
  18. Зачем становиться членом УИК с правом решающего голоса?
  19. Как подать заявку на членство?

Как оформить работника на время работы его в избирательной комиссии

Сотрудник нашей организации - член избирательной комиссии с правом решающего голоса, как оформить отсутствие на рабочем месте?

– Статьи – Как оформить работника на время работы его в избирательной комиссии

Работник предприятия в соответствии с поданным заявлением и приказом руководителя в период проведения выборов народных депутатов в 2006 году работал в окружной избирательной комиссии. Вернувшись на основное место работы, он предоставил надлежащим образом оформленную справку о начисленной заработной плате за время работы в комиссии.

Включается ли эта сумма в расчет средней заработной платы для начисления отпускных? Согласно п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г.

№ 100, расчет средней заработной платы для оплаты времени отпуска производится исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

Положения подпунктов «ж», «к» и «л» пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу. 3.

Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
4. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса. 5.

Справка

Важно

В случае, если владение членом избирательной комиссии, указанным в пункте 15.

1 настоящей статьи, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. 15.3. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

15.4.

Участие в работе избирательных комиссий: как оплатить

Вопрос же о том, являлось ли увольнение способом оказания давления, преследования либо наказания лица в связи с исполнением им полномочий члена избирательной комиссии, в каждом конкретном случае разрешается судом в ходе рассмотрения иска этого лица о восстановлении на работе.

В вашем случае мотив давления даже не просматривается – работодатель даже не знал, что вы являетесь членом избиркома. В отношении вашего коллеги информации предоставлено слишком мало, чтобы сделать вывод об истинном мотиве его увольнения.

Придерживаясь выводов Конституционного Суда РФ, относительно вашего увольнения следует определить, являлось ли увольнение следствием грубого нарушения вами трудовых обязанностей.

Отгул после выборов

N Руководителю (полное наименование предприятия (организации), юридический или фактический адрес) Всоответствиисчастью3 статьи 70 Федерального закона «О выборахдепутатовГосударственнойДумыФедеральногоСобрания РоссийскойФедерации»прошуВасосвободитьот основной работы (фамилия, имя, отчество члена избирательной комиссии) с » » 200_ г. по » » 200_ г. для выполнения обязанностей члена с правом решающего (полное наименование избирательной комиссии) голосавпериодподготовкиипроведениявыборовдепутатов ГосударственнойДумыФедеральногоСобрания Российской Федерации пятогосозыва и выдать ему (ей) для представления в избирательную комиссиюзавереннуюкопиюприказаобосвобождении от основной работы(форма прилагается) и справку о размере средней заработной платы,исчисленнойзафактическиотработанноевремяза12 календарныхмесяцев,предшествующихосвобождениюотосновной работы (форма прилагается).Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума. 17.1. Члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае, если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии.

То есть самовольно не выходили на работу, не представив никаких доказательств уважительности вашего отсутствия. Исходя из данных обстоятельств, у вашего работодателя возникло основание считать ваше отсутствие прогулом и применить к вам меры дисциплинарного воздействия (в вашем случае – в виде самой строгой меры – увольнения).

Внимание

Другой вопрос – о соблюдении работодателем процедуры применения взыскания, установленной статьей 192 Трудового кодекса РФ. Судя по вашей информации (отказ впустить вас на территорию завода был для вас сюрпризом, следовательно, до выхода на работу вы никакой информации, уведомлений от работодателя не получали), от вас не было затребовано письменное объяснение.

То есть совершено грубейшее нарушение процедуры применения взыскания.

Российской Федерации на территории иностранного государства; б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;2 е) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона. Популярные вопросы 9. Пункт утратил силу с 6 августа 2005 года — Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. — См. предыдущую редакцию. 10.

Можно в данном случае в качестве примерного образца руководствоваться ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦЕНТРИЗБИРКОМА РОССИИ от 08.12.2011 № 68/571-О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов Президента…, которым были утверждены примерные формы документов. Формулировка приказа может быть следующей: «…Освободить (фамилия, имя, отчество, должность члена избирательной комиссии, с « » 20 года по « » 20 года от основной работы для выполнения обязанностей члена (наименование избирательной комиссии) с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов . (наименование выборов) Основания: 1.

Как правильно оплатить работу членов избирательных комиссий, которые участвуют вместных выборах? Наступила горячая пора выборов депутатов в местные советы, сельских, поселковых, городских председателей. Поэтому, работников бюджетных учреждений могут привлечь к участию в работе избирательных комиссий.

Обратите внимание: в состав избирательной комиссии не могут входить должностные и служебные лица органов госвласти, органов местного самоуправления, военнослужащие, судьи, работники судов и правоохранительных органов (ч. 3 ст.

21 Закона о местных выборах1).

К сожалению, из заданного вопроса не совсем понятно, какой именно вопрос нуждается в уточнении: со стороны работодателя по основному месту работы или со стороны избирательной комиссии? Рассмотрим его с обеих сторон.

Источник: http://11-2.ru/kak-oformit-rabotnika-na-vremya-raboty-ego-v-izbiratelnoj-komissii/

Члены УИК с правом решающего голоса: права, неприкосновенность, особенности

Сотрудник нашей организации - член избирательной комиссии с правом решающего голоса, как оформить отсутствие на рабочем месте?

Выборы в представительные органы власти, выборы президента, референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Члены комиссий с правом решающего голоса имеют ряд полномочий, возможностей и гарантий, предусмотренных законом. 

Если Вы являетесь членом участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса, то это статья для вас!

Основной закон, который регламентирует права и обязанности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Иерархия избирательных комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
  • Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
  • Избирательная комиссия города (не обязательна);
  • Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
  • УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д. 

Внутренняя структура избирательной комиссии

Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен. 
Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:

  • член УИК (Председатель);
  • член УИК (Секретарь);
  • член УИК (Зам.председателя);
  • рядовые члены УИК.

Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе. 

По факту председатель и секретарь или еще кто-то могут считать себя главными, но это не так. С другой стороны, как правило именно эти люди организовывают работу комиссии. Породу работают на постоянной основе. 

По партийной принадлежности члены комиссии могут распределятся следующим образом:

  • Председатель – «Патриоты России»
  • Секретарь — «Единая Россия»
  • Заместитель — от собрания жильцов по месту жительства. 
  • Рядовые члены УИК: три человека от собрания по месту жительства, по одному от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России.

Фактически большинство членов комиссии административно зависимые, партийное распределение является формальным. Независимо могут вести себя представители крупных оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, Яблоко).

Остальные представители комиссии назначают из одного центра: Единая Россия, Патриоты России, представители «жителей по месту жительства», Партия Родина, или любая другая маленькая партия (названия не имеют значения).

Таким образом, по факту в УИК сидят один-два независимых и шесть-восемь «коллективная Единая Россия». Исход любого ания, в том числе по вопросу жалоб, предрешен. 

Есть некоторые особенности:

  1. Чем ближе к центру Москвы (любой крупный город), тем более независимы комиссии.
  2. Центральная избирательная комиссия — самая административно независимая и компетентная из всех комиссий.

     

Несовершенство порядка формирования (назначения)членов избирательных комиссии могут приводить к искажению результатов выборов и к искусственному формированию определенного результата.

Потом не стоит удивляться, что в некоторых регионах явка 90% на любых выборах, в крупных города, где общественный контроль сильнее, явка 30%. 

Привлечение к административной и уголовной ответственности члена УИК:

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: 

п. 18.

Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Таким образом, можно говорить об определенной неприкосновенности члена комиссии. 

Увольнение с работы

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

п. 19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

По поводу увольнения есть позиция Конституционного суда, которая сводится к тому, что если нарушение трудового порядка не было связанно с исполнением общественно значимой функции члена избирательной комиссий, то увольнение допускается. Судам предписано выяснять, было ли увольнение результатом оказания давления на члена комиссии или результатом мести и т.д.

Основные права члена УИК с правом решающего голоса

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: 

п. 23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

  • а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
  • б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам ания;
  • в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в ании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
  • е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Надеюсь статья оказалась полезной для членов комиссии с правом решающего голоса и для других читателей.

Источник: http://igor-shibalkin.ru/chleny-uik-s-pravom-reshayushhego-golosa.html

Работа в участковой избирательной комиссии. Общий обзор

Сотрудник нашей организации - член избирательной комиссии с правом решающего голоса, как оформить отсутствие на рабочем месте?

После того как я несколько раз поработал наблюдателем на выборах от костромского отделения КПРФ, эта партия предложила мне стать членом участковой избирательной комиссии (УИК).

Особой моей заслуги или какого-либо блата в этом не было – у них не хватает людей и они приглашают многих со стороны – на региональных интернет-ресурсах, среди знакомых и т.п.

Я согласился, отработал в комиссии уже в ходе двух избирательных кампаний и хочу поделиться с читателями, как это всё происходит. Сегодня я расскажу про организационные моменты.

Выборы в субъекте федерации организует облизбирком, у которого в подчинении городская комиссия, а у той, в свою очередь – те самые избирательные участки, на которые мы ходим ать.

После очередных выборов политические партии представляют в областную избирательную комиссию список тех, кого они хотят видеть в качестве членов участковых комиссий с правом решающего голоса от своей организации.

К таким людям со стороны законодательства имеются формальные требования – это гражданин России, возрастом более восемнадцати лет, не имеющий непогашенной судимости и т.д.

Избирком формально проверяет это дело и решением местных властей вносит рекомендованных в списки существующих комиссий.

Так и произошло это со мной – после моего согласия, спустя несколько месяцев, раздался звонок председателя УИК, в которую я записался, и мы договорилась о встрече, на которую она попросила принести фотографию для удостоверения. Помимо этого, при личном знакомстве мне выдали логин и пароль от регионального сайта избиркома, на котором я должен был пройти обучение своей будущей “профессии”. (портал http://www.uik44.ru)

Я отнёсся к обучению ответственно – усердно читал на сайте нормы законодательства, регламентирующие проведение выборов, права и обязанности участников и меру наказания за нарушения.

Проверка знаний оказалась мягко говоря формальной – на этом же сайте мне был предложен ряд вопросов, ответы на которые списком лежат в Интернете 🙂 Конечно же, я успешно выдержал экзамен и стал считаться прошедшим обучение.

После этого мне выдали удостоверение и с тех пор я член УИК с правом решающего голоса, со всеми вытекающими правами и обязанностями, которые прописаны в основном в статье 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Помимо заочного обучения, ещё один раз проходило очное собрание членов городских комиссий – работники облизбиркома рассказывали о новеллах в законодательстве, а в конце были предложены тестовые задания. Взрослые дядьки и тётьки подобно школярам списывали друг у друга – на это было весьма забавно смотреть.

Подсказывали в основном председатели комиссий, больше других знающие законодательство. Запомнился ответ председателя облизбиркома (о котором нужен отдельный разговор) на вопрос о наказании за фальсификацию выборов: конечно, уголовная ответственность, но не волнуйтесь, у нас такого никогда не было.

И смех и грех…

Расскажу про свою комиссию. Мы расположены в школе и в составе УИК подавляющее большинство – её учителя и работники. Председатель, на удивление, не занимает руководящего поста в школе, как я понял это связано с какой-то историей с увольнением предыдущего руководителя, но в подробности я не вдавался.

Женщина работает учителем в начальной школе и часто приходилось отвлекать её прямо во время уроков, я даже сидел как-то раз вместе с детьми в классе 🙂 Кроме меня в комиссии ещё один мужчина – позитивный дядька в годах, тоже когда-то работник этой школы. Всего 12 человек, четверо от партий и 8 – местные.

Составление комиссий из работников бюджетной сферы давно вызывает нарекания – все они зависимы от вышестоящего начальства, учителя – от руководства школы, директора – от управления образования.

Мне лично рассказывала знакомая, работавшая в школе, как их заставляли фотографировать на мобильный телефон свой бюллетень с галочкой в нужном месте, нетрудно предполагать, как их могут заставить “правильно” считать голоса… И это не теоретические измышления, у нас в области были вопиющие случаи – когда в одном районе на ночь закрывали комиссии и не давали расходиться пока не получили нужный результат – в итоге оказалось что за одну популярною партию (ЛДПР, по-моему) “не подано” ни одного голоса, а у партии власти как раз прибавилось примерно столько же. Эти махинации прошли абсолютно без последствий для участников…

Член комиссии с правом решающего голоса

Начну с обязанностей, их в общем-то немного: присутствовать на всех совещаниях комиссии и работать на выборах.

Совещаний со строгой явкой у нас за несколько лет не было ни одного, а на выборах все работают согласно заведённого распорядка.

Женщины сидят на выдаче бюллетеней пришедшим гражданам, а двое мужчин идут после полудня с переносными ящиками по заявкам избирателей, по тем или иным причинам не имеющим возможности прийти самостоятельно. Длится это несколько часов.

После 8 вечера нужно пересчитать голоса и подписать итоговый протокол, который председатель с заместителям везут на сдачу в городскую комиссию.

Помимо этого, до выборов всем вместе нужно проставить печати и две подписи в углу на бюллетенях, выписать приглашения жителям, прописанным в границах участка, разнести приглашения по почтовым ящикам и дежурить на выдаче открепительных удостоверений.

https://www.youtube.com/watch?v=R5hUNQcGsuI

Кроме своих рабочих обязанностей, члены комиссии должны соблюдать ряд требований общих для всех граждан на выборах: не агитировать избирателей, не мешать волеизъявлению, не подтасовывать результаты и т.п.

С этими обязанностями был один казус: меня в ходе общения на региональном форуме обвинили в том, что я как член УИК не имею права вести агитацию в Интернете и тем самым я нарушаю закон о выборах.

Однако, поискав судебную практику, я понял, что агитация запрещена только в момент исполнения своих обязанностей в качестве члена УИК – при разносе приглашений и при работе на участке в день выборов.

В остальное же время я волен говорить что хочу (в рамках законодательства РФ :)).

Права члена комиссии – самое интересное. До того как во время обучения я не начал читать их, я и не подозревал, что для членов УИК есть такие плюшки:

  • Во-первых, это оплата труда, получить 5-7 тысяч дополнительно за примерно 24 часа работы – это отлично по меркам нашего захолустья. (Хотя и не сказать, что озолотишься)
  • Решения о возбуждении уголовного дела и ходатайства перед судом о заключении под стражу члена УИК принимаются только руководителем Следственного комитета по субъекту РФ. В наше время многочисленных заказных дел и давления на людей со стороны репрессивного государственного аппарата это небольшая защита от нечистых на руку обладателей погон низшего звена. Меня не раз вызывали в полицию за мои острые высказывания на местных ресурсах, поэтому такой небольшой “оберег” мне не помешает, мало ли что придёт в голову какому-нибудь мелкому самодуру. Понятно, что при большом желании посадить в России могут любого, но я стараюсь не подставляться.
  • Член УИК не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Это тоже интересно, штраф за скорость например я оплатил, но что было бы, если бы я этого не сделал? Любопытный кейс, может когда-нибудь и случится по незнанию (какой-нибудь налог не придёт по почте и т.п.)
  • Члена УИК нельзя уволить с работы во время избирательной кампании, он имеет право на освобождение от служебных обязанностей на время выборов. В принципе интересно, но я этим никогда не пользовался, благо выборы проходят в выходные.

Член комиссии с правом совещательного голоса

Такие люди назначаются партиями или кандидатами и имею урезанные права – они не могут работать с бюллетенями и в их подсчёте, участвовать в аниях комиссии и подписывать протоколы.

В общем-то это по-большому счёту наблюдатель, с чуть большими полномочиями, зачастую партии их и используют в качестве наблюдателей, они приходят непосредственно в день выборов.

В отличие от рядовых членов комиссии, председатель получает за свой труд хорошую зарплату. Выбирается он анием членов УИК на первом заседании (я этого события не застал) и после этого многие годы работает непрерывно.

Председатель организует выборы на своём участке – приём и хранение бюллетеней, списков, оформление помещения для ания, рассылку приглашений, обед для членов комиссии, подсчёт , заполнение итогового протокола, раздачу копий и отсылку документации в вышестоящую комиссию. Это реально большая работа и женщине мало кто завидует во время выборов – устаёт она изрядно, председатели нервничают, переживают и участвуют в своеобразной гонке – нужно одними из первых отвезти результаты выборов, чтобы потом не сидеть всю ночь в очереди…

Эти должности тоже выборные и оплачиваются чуть меньше, чем председательская. В-целом они исполняют обязанности председателя на время его отсутствия на участке, отвечают за работу с выборной документацией. Также они обладают и всей полнотой функций членов УИК с правом решающего голоса.

Итак, раз в несколько лет совершенно посторонние люди собираются в одном месте и начинают работать как единый механизм – проводя кампанию по организации ания граждан на своём избирательном участке. Происходит это довольно эффективно, а о самом же дне ания глядя изнутри надо будет поговорить отдельно, это довольно обширная и малознакомая широкому кругу тема.

Спасибо за внимание!

Источник: https://golos.io/psk/%40antonkostroma/rabota-v-uchastkovoi-izbiratelnoi-komissii-obshii-obzor

Началось формирование УИК.Стань членом комиссии

Сотрудник нашей организации - член избирательной комиссии с правом решающего голоса, как оформить отсутствие на рабочем месте?

разошлите информацию партнерам.
примите активное участие.

Когда будет происходить формирование участковых комиссий?

  • Российская практика формирования УИКов
  • Чем должна заниматься участковая комиссия?
  • Зачем становиться членом УИК с правом решающего голоса? Что потребуется члену с решающим голосом?
  • Как подать заявку на членство?

Федеральный закон от 02 октября 2012 года (№157-ФЗ) установил, что до 30 апреля 2013 года по всей стране должны быть сформированы участковые избирательные комиссии (УИК), которые будут организовывать и проводить выборы в течение ближайших 5 лет. До сих пор участковые комиссии образовывались каждый раз заново для каждых выборов.

До 30 января 2013 года по всей стране распоряжениями глав местных администраций должны быть образованы избирательные участки (тоже на 5 лет вперед). Границы и численность избирателей участков должны быть опубликованы в местной прессе. Каждая УИК организует выборы на территории своего участка.

В результате к 30 апреля 2013 года должно быть сформировано более 90 тысяч новых УИК (всего в стране на федеральных выборах действует около 96 УИК, но специфические УИК – в отдаленных воинских частях, на судах и т.п.

— не подпадают под действие упомянутого закона и будут образовываться непосредственно перед выборами).

Таким образом, начиная примерно с конца января 2013 года, гражданам, желающим стать членами УИК с правом решающего голоса, надо будет предпринять определенные усилия для выдвижения своей кандидатуры.

Хотя крайний срок установлен 30 апреля 2013 года, формирование УИК может быть завершено и раньше. Однако важно, что срок выдвижения кандидатур не может быть короче 30-ти дней (см. п.8 ст.

22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Объявление о приеме предложений в составы УИК должно быть опубликовано в местной прессе.

Граждане, желающие выдвинуть свою кандидатуру в состава УИК должны отследить момент начала выдвижения кандидатур. Отсутствие публикации о начале выдвижения кандидатур может быть предметом обжалования в суде.

Российская практика формирования УИКов

По закону УИКи формируют территориальные избирательные комиссии (ТИК). Одна ТИК соответствует одному сельскому району, району в городе или небольшому городу. Реально же формированием УИК занимается местная администрация.

Это связано с тем, что ТИК – «полуобщественный» орган, для подавляющего большинства членов которого (а иногда – и для всех) работа в ТИК не является основной деятельностью; фактически они работают там на общественных началах (за небольшое единовременное вознаграждение).

С другой стороны, администрации не очень хочется передавать важнейшие функции по организации выборов «полуобщественным» органам, поскольку сама администрация зависит от результатов выборов.

С давних пор сложился определенный механизм формирования участковых комиссий. В настоящее время этот механизм выглядит следующим образом: местная администрация (ее организационный или другой отдел) является держателем списка предприятий и лиц, к которым она обращается, когда надо сформировать УИКи.

Обычно – это руководители предприятий, школ, других образовательных и культурно-массовых учреждений.

Эти лица составляют костяк УИК из своих сотрудников, причем в качестве органа, осуществляющего выдвижение кандидатур, используют «собрание избирателей по месту работы» (стоит обратить внимание на то, что закон не запрещает выдвигать сразу несколько кандидатур от одного места работы, в отличие от выдвижения от партий и общественных объединений). Иногда администрация помогает включить в эту комиссию «представителей парламентских партий»: если у нее есть хорошие связи с местными отделениями (а уж с «Единой Россией» они всегда есть), то в некоторых случаях партии выдвигают (а точнее штампуют выдвижение) сотрудников данного предприятия. Кроме того с этой же целью используются «ручные» общественные объединения – советы ветеранов, профсоюзы, садоводы, многодетные семьи и т.п. Эта деятельность по набору кандидатов не всегда бывает легкой: в УИКи идут, в основном, неохотно.

Поскольку парламентские партии (их у нас 4) имеют по одному квотному месту в комиссиях, бывают случаи, когда в них попадают и настоящие партийцы. Обычно в участковые комиссии не бывает никакого конкурса: заявок администрация готовит ровно столько, сколько мест в комиссии.

Однако, изредка бывает, что местные активисты самостоятельно подают свои заявки в комиссию. «Рабочая группа» ТИК, состоящая в первую очередь из тоже администрации, готовит на заседание ТИК пакет документов, в котором предлагает включить в комиссию именно тех лиц, которые были ей набраны.

На заседание ТИК выносится проект постановления ТИК с уже готовым списком кандидатур. Сами исходные документы обычно на заседания не выносятся «в связи с большим объемом».

В постановлении фигурируют несколько сотен кандидатур (в среднем по стране на один ТИК приходится 35 УИК в среднем по 10 членов каждая), которые надо утвердить, поэтому обычно оно принимается без особых обсуждений.

УИКи утверждаются в том составе, который предлагается администрацией (формально, конечно, их предлагает «рабочая группа» во главе с председателем ТИК). При этом в случае возникновения вопросов о невключении той или иной кандидатуры, они парируются убедительными возражениями председателя, например: «слишком молод», «слишком стар», «мало опыта», «у нас уже есть один юрист», «в документах не указано число участников собрания», «далеко живет» и т.д.

Оспорить невключение кандидатуры в комиссию (за исключением кандидатур, выдвинутых парламентскими партиями) невозможно: для этого нет юридических оснований.

Формально предложения по включению в УИК подаются в ТИК (которая почти всегда находится в здании местной администрации). Если сейчас, при формировании постоянно действующих УИК число предложений резко увеличится, то ТИКи могут попасть в трудное положение: им придется искать больше оснований для отказов в регистрации.

Чем должна заниматься участковая комиссия?

Полномочия УИК перечислены в п.6 ст.27 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…». Самое главное, что делает УИК – проводит ание и подсчитывает голоса.

В течение пятилетнего срока УИК будет проводить всего лишь несколько выборов. Но ей точно придется проводить одни выборы депутатов Госдумы и Президента РФ, одни выборы региональных депутатов и одни выборы местных депутатов.

Возможны варианты, когда выборы будут совмещены, тогда число дней ания для данной УИК будет меньше, возможны варианты дополнительных выборов, тогда число дней ания для данной УИК увеличивается.

Но в целом можно полагать, что УИК будет задействована в день ания 2–5 раз.

Несмотря на гордое название «постоянно действующая», УИК работает только перед днями ания.

Члены УИК обычно начинают функционировать за 20 дней до дня ания (сейчас рассматривается вопрос о сокращении этого срока), причем их деятельность до дня ания не очень обременительна: они устанавливают «дежурства» в помещении УИК и занимаются во время дежурств уточнением списков избирателей, раздачей открепительных удостоверений, оповещением избирателей о выборах.

Непосредственно перед днем ания, в субботу, они оборудуют помещение для ания, а в случае наличия технических средств ания (КОИБы, КЭГи) тестируют их.

День ания и подсчет – наиболее напряженная часть работы УИК. Эта работа может продолжаться 14 и более часов. Практически следует рассчитывать на то, что в понедельник Вы будете выбиты из обычного рабочего графика.

После выборов члены УИК получают за свою работу денежное вознаграждение. Размер его сильно зависит от региона и примерно равен одному–двум прожиточным минимумам в данном регионе. Конечно, это не может служить стимулом для того, чтобы стать членом УИК.

Зачем становиться членом УИК с правом решающего голоса?

Это имеет смысл делать, если Вы не доверяете тем выборам, которые проводятся в России.

Правда, фальсификации, производимые в УИК, о которых так много пишут СМИ и говорят наблюдатели – это, в действительности, — не основной изъян наших выборов.

Более того, можно смело утверждать, что в большинстве УИК никаких фальсификаций не производят, хотя также смело можно утверждать, что большинство УИК не соблюдает процедуры, предписанные законом.

В последнее время российские граждане стали более подозрительными по отношению к тому, что у нас называют выборами. Увеличилось количество наблюдателей и членов комиссий с совещательным голосом на избирательных участках. Статус члена комиссии с правом решающего голоса дает несколько больше возможностей по контролю деятельности УИК, чем статус наблюдателя.

Однако некоторые возможности этот уменьшает. Дело в том, что член с правом решающего голоса должен подчиняться решениям комиссии по части распределения обязанностей.

То есть, если его назначили заниматься анием вне помещения, то он должен будет покинуть помещение для ания и проводить ание вне помещения.

Если члена комиссии назначили выдавать бюллетени, то он уже не может слишком часто отлучаться со своего места, много перемещаться по помещению и наблюдать за действиями других членов комиссии.

В чем же тогда его преимущества перед наблюдателем? Их несколько.

Во-первых, член комиссии с правом решающего голоса формально обладает и теми правами, которыми обладает наблюдатель и даже больше (он, например, имеет право знакомиться со всеми документами комиссии и получать их копии).

Во-вторых, он подписывает протокол избирательной комиссии. В случае несогласия с протоколом, он может либо не поставить свою подпись, либо (что правильнее) подать особое мнение, а в протоколе рядом со своей подписью написать «С протоколом не согласен, подано особое мнение». Вышестоящая комиссия обязана рассмотреть это особое мнение.

В-третьих, к мнению члена с решающим голосом по традиции прислушиваются больше (как своя комиссия, так и вышестоящая), он имеет право не только высказать мнение, но и поставить вопрос на ание, самостоятельно проать.

В четвертых, член комиссии с правом решающего голоса имеет больше возможностей доступа к документам комиссии. Если он выдает открепительные, то имеет доступ к реестру выдачи открепительных, если «уточняет список избирателей», то имеет доступ к этому списку.

Кроме того, важным является само присутствие в комиссии члена, на которого не распространяются корпоративная солидарность и другие способы влияния.

И, конечно, определенным результатом будет любая реакция администрации на массовые самодеятельные предложения в составы комиссий.

Еще одна причина для того, чтобы подать заявку на включение в состав УИК – предполагаемое формирование «резерва» членов комиссий. Все отклоненные кандидатуры включаются в резерв. Они могут заменить выбывшего члена УИК или их могут включить в специальную комиссию, которую будут формировать непосредственно перед выборами.

Что потребуется члену с решающим голосом?

В первую очередь – желание улучшить наши выборы и сделать их реальными.

Во-вторую очередь — готовность испытать некоторое психологическое давление и умственное напряжение.

А еще:

– выдержка, корректность и сдержанность в общении;

– компетентность, знание соответствующих разделов избирательного законодательства и избирательной практики.

Член комиссии должен будет изучить закон в части, касающейся деятельности УИК, а также различные рекомендации и вспомогательные материалы, публикуемые различными общественными организациями, занимающимися наблюдением на выборах.

Как подать заявку на членство?

Для выдвижения кандидатуры в УИК следует подать предложение (заявку) в ТИК, которая формирует участковые комиссии. Предложения могут подавать (пункты 1 и 2 ст.22 и п.4 ст.27 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»):

А) Органы партий и общественных объединений, уполномоченные на то уставом;

Б) Представительный орган муниципального образования;

В) Собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Субъекты из пункта А) могут представить по одной кандидатуре в каждую УИК, а субъекты из пунктов Б) и В) – по несколько кандидатур.

4 парламентские партии имеют по одному квотному месту (то есть, их кандидатов нельзя отвергнуть).

Такую же квоту имеют партии и общественные объединения, которые на предыдущих выборах на данной территории сумели провести своих депутатов в региональный законодательный орган или в местный представительный орган.

В публикации местных СМИ сообщения о начале приема заявок должны быть указаны требования к подаваемым документам. Им надо строго следовать. Еще лучше заранее проконсультироваться в ТИК (фактически – в местной администрации), какая форма документов их устроит. Заявка на одну кандидатуру состоит из двух документов:

а) Протокола собрания или решения уполномоченного органа;

б) Заявления кандидата о согласии быть членом УИК с правом решающего голоса.

И тот и другой документ должны быть составлены строго в соответствии с требованиями, которые установил ТИК (в первую очередь это относится к сведениям о кандидатуре). К сожалению, в некоторых случаях, таких требований просто нет. Тогда у ТИК (точнее – у администрации) появляется возможность отвергнуть кандидатуру под надуманным предлогом.

Особенную опасность представляет составление протокола собрания избирателей. Проконсультируйтесь заранее в ТИК о желательной форме такого протокола.

В соответствии с правилами делопроизводства такой протокол должен содержать место и время проведения собрания, число участников, указание на избрание председателя и секретаря собрания, список обсуждаемых вопросов, четкую формулировку решения с указанием ФИО и паспортных данных выдвигаемого кандидата, подписи председателя и секретаря собрания. К протоколу должен быть приложен список участников собрания с указанием их года рождения и адреса места жительства.
 http://www.golos.org/news/6690

Источник: https://ludmila-kuzmina.livejournal.com/368443.html

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий