В чем разница между наставничеством и стажировкой?

Содержание
  1. Как принять на работу стажера?
  2. Прием на работу стажера
  3. Как оформляется прохождение стажировки?
  4. Сроки стажировки
  5. Чем отличается стажировка от испытательного срока?
  6. Оплачивается ли стажировка и в каком размере?
  7. Отличия стажера от основного работника
  8. В каких случаях можно обойтись без стажировки, а в каких она обязательна?
  9. Законодательная база
  10. Наставничество новых сотрудников как метод обучения персонала
  11. Наставничество – что это такое
  12. Модель наставничества в компании – общие принципы
  13. Преимущества и недостатки наставничества как методы обучения
  14. Как внедрить наставничество в компании – полезные рекомендации
  15. Чем отличается практика от стажировки?
  16. Что такое практика?
  17. Что такое стажировка?
  18. Чем отличается практика от стажировки?
  19. Особенности практики и стажировки
  20. Современный взгляд на систему наставничества
  21. Элементы системы наставничества
  22. элементов системы наставничества
  23. Примеры из практики
  24. Пример №1.
  25. Пример №2.
  26. Пример №3.
  27. 10 советов, как правильно работать со стажерами и стать для них хорошим наставником
  28. Создайте положительную атмосферу
  29. Подарите ощущение нужности
  30. Ведите диалог со стажером
  31. Важно, чтобы новичек ощущал себя в безопасности и мог довериться своему наставнику
  32. Не давайте скучать
  33. Помогите стажеру безболезненно влиться в коллектив
  34. Вдохновляйте и делитесь опытом
  35. Одна голова хорошо, а две –  еще лучше
  36. Станьте сенсеем, наставником и учителем в одном флаконе
  37. Не теряйте контактов со своими подопечными

Как принять на работу стажера?

В чем разница между наставничеством и стажировкой?

В ТК РФ отсутствует подробное определение понятия «стажировка». В единственном упоминании об этом говорится, что работодатель при приеме на работу самостоятельно устанавливает испытательный срок новому работнику. Его протяженность исчисляется обычно 3 месяцами. Все нюансы, касающиеся стажировки, должны быть прописаны в приказе о приеме гражданина на работу.

Прием на работу стажера

Трудоустройство стажера производится в официальном порядке: он пишет заявление о приеме на работу на определенную должность, на основании которого издается приказ о его приеме, и заключается трудовое соглашение. Далее отдел кадров заносит в трудовую книжку запись о трудоустройстве в качестве стажера.

Заявление о приеме на работу пишется по стандартной форме:

  • Наименование предприятия.
  • Должность и Ф.И.О. руководителя.
  • Свои Ф.И.О., адрес проживания.
  • Просьба о принятии на должность в качестве стажера или ученика.
  • Личная подпись и дата написания заявления.

Образец подобного заявления Вы можете скачать здесь.

Трудовой договор составляется в соответствии с текстом заявления: если претендент желает обучиться какой-либо должности, то договор носит название ученического.

Он отличается от стажерского тем, что за учеником назначается наставник, в обязанность которому вменяется обучить его профессии, сопровождать практику и принять экзамен по окончании срока.

При заключении ученического договора запись в трудовую книжку об этом не вносится.

Если претендент на должность имеет специальное образование и соответствующий опыт работы, то для него достаточно показать свои навыки на практике, поэтому с ним заключается стандартный трудовой договор с упоминанием о сроке стажировки.

Независимо от статуса стажера, его необходимо оформить официально во избежание нареканий со стороны трудовой инспекции.

Как оформляется прохождение стажировки?

Процедура прохождения стажировки должна быть оформлена соответствующим образом. В минимальный комплект документов включаются:

  1. Положение о стажировке – локальный акт предприятия, в нем определяются общие вопросы проведения испытательного срока.
  2. Программа прохождения стажировки – документ, в котором прописан порядок прохождения процедуры:

– срок прохождения испытания;

– навыки, которые должен показать работник за отведенный период.

  1. Трудовой договор между работником и работодателем.
  2. Приказ о прохождении стажировки с включением в него пунктов:

– основание для прохождения стажировки;

– срок;

– список стажирующихся работников;

– наставники из числа постоянных работников.

Приказ подписывается руководителем компании. Работники, которые начинают стажировку, и наставники должны подписать приказ, подтверждая, что они с ним ознакомлены.

Образец такого приказа можно скачать здесь.

По окончании сроков вновь издается приказ с результатами пройденных испытаний с упоминанием о допуске к постоянной трудовой деятельности или о расторжении договора в связи с тем, что результаты работы не соответствуют требованиям работодателя.

Сроки стажировки

Срок стажировки претерпел изменения с 01.03.2017 г. До этого ее длительность не превышала 2 недель, не учитывая выходные дни. Сегодня срок стажировки определяет руководство предприятия.

Если у работника имеется соответствующее образование, опыт работы на подобной должности, то время переподготовки не превышает 19 дней. При отсутствии данных критериев срок может быть назначен более длительный: от 1 до 6 месяцев.

В случае необходимости стажировки для назначения на руководящую должность работнику назначается испытательный срок от 2 недель до 1 месяца.

Чем отличается стажировка от испытательного срока?

Несмотря на определенные сходства в понятиях, необходимо различать стажировку и испытательный срок.

Испытательный срок – это период, в течение которого претендент на должность проходит испытания с целью определения его профессиональной пригодности.

Стажировка – более широкое понятие. Ее цель – получить специфические профессиональные навыки и умения или обучение новым технологиям. Данная процедура назначается руководством компании на основании заявления претендента. На время стажировки составляется конкретный план ее прохождения. Обычно это практикуется на крупных предприятиях.

Оплачивается ли стажировка и в каком размере?

Согласно законодательству, любой труд должен быть оплачен, независимо от того, является гражданин постоянным работником или стажируется. В ТК отсутствует отдельная статья, посвященная вопросам стажировки, но упоминание о ней есть в ст. 59, поэтому работодатели руководствуются ею, как положением, на которое стоит опираться в случае приема на работу стажера.

Стажировка оплачивается работнику согласно законодательству, но оплата труда производится в меньшем размере, чем основному работнику. С размером заработной платы работника нужно ознакомить при трудоустройстве.

Стажерам необходимо знать, что их труд должен быть оплачен. За невыплаты сотрудникам зарплаты к руководителю может быть применена мера административной ответственности – штраф в сумме 1 000-50 000 рублей.

Отличия стажера от основного работника

Статус основного работника и стажера, а тем более стажера-ученика, отличаются по нескольким параметрам:

  1. Трудоустройство. При приеме на работу стажер пишет заявление, в котором указывает необходимость стажировки или обучения профессии. Если он не упоминает этого, то работодатель сам назначает испытательный срок вновь принятому работнику на свое усмотрение.
  2. Заработная плата. Вознаграждение за исполненную работу стажеру может быть назначено ниже, чем у основного работника. Если работодатель заинтересован в принятом на вакансию специалисте, то он может назначить заработную плату на одном уровне с постоянными работниками (см. также – как рассчитать заработную плату).
  3. Приказ по учреждению. Текст приказа свидетельствует о том, что работник проходит испытательный срок в течение определенного периода. Если за это время работодатель решит, что специалист соответствует требованиям и принимает его на постоянную работу, то издается новый приказ о приеме его на постоянное место работы.
  4. Трудовая книжка. Все записи в трудовой книжке делаются на основании локального акта, поэтому первая запись содержит сведения о приеме в качестве стажера, а вторая – о постоянном трудоустройстве либо об увольнении.
  5. Трудовой договор. Со стажером заключается стандартное трудовое соглашение, как и с постоянными сотрудниками, но в нем должны присутствовать пункты о прохождении стажировки с указанием ее срока, полагающейся заработной плате за этот период и ссылкой на статью ТК, на основании которой включен этот пункт в договор.

Согласно законодательству, стажировка должна рассматриваться работодателем как полноценная трудовая деятельность.

В каких случаях можно обойтись без стажировки, а в каких она обязательна?

За работодателем законодательно заключается обязанность применять стажировку при трудоустройстве нового работника. Она необходима по нескольким причинам:

  • проверить его профессиональные навыки по специальности, на которую он претендует;
  • обучение безопасным методам труда, проведение всех видов инструктажей на рабочем месте;
  • контроль усвоения инструктажей – особенно это необходимо на предприятиях с вредными условиями труда;
  • проверка знаний ОТ.

Все предприятия, где необходима стажировка, находятся в ведении Ростехнадзора. К ним относятся все производственные компании, связанные с тяжелыми, опасными и вредными факторами.

Требования о проведении стажировки обязательны и для работников других сфер, если это установлено в отдельных нормативных актах.

Если на предприятии отсутствуют условия, угрожающие жизни или здоровью работников, то испытательный срок назначается работодателем по его усмотрению.

В данном случае преследуется одна цель – проверить соответствие профессиональных навыков претендента для выполнения должностных обязанностей.

Законодательная база

Отдельные нормы законодательства, которые связаны с проведением стажировки, содержатся в статьях законов.

Статьи законов акта
ТК, № 212, 225. Прохождение стажировки.
КоАП, № 5.27, 5.27.1 Административные санкции для работодателей.
Приказ Ростехнадзора № 37. Для предприятий с вредными и опасными условиями.
ГОСТ 12.0.004–90, п.7.2.4. Для рабочих специальностей.
Постановление Минтруда № 1/29. Обучение во время стажировки.

Таким образом получается, что основным моментом прохождения стажировки является то, что она проводится для граждан, впервые поступающих на работу. Основные цели: овладение необходимыми профессиональными навыками или подтверждение имеющихся.

Источник: https://moyaidea.ru/stazhirovka-pri-prieme-na-rabotu.html

Наставничество новых сотрудников как метод обучения персонала

В чем разница между наставничеством и стажировкой?

— Организация бизнеса — Кадры — Наставничество новых сотрудников

Одним из эффективных методов адаптации персонала на рабочем месте является наставничество новых сотрудников.

Наставничество – это процесс обучения и вовлечения новых работников в деятельность предприятия при помощи одного из опытных специалистов в данной сфере деятельности, профессии или должности.

При этом наставничество в компании может иметь как определенные плюсы, так и недостатки, а способы его организации, равно как и количество трактовок достаточно разнообразно и поэтому с ними будет полезно ознакомиться каждому работодателю или кадровому специалисту.

Наставничество – что это такое

В современной трудовой сфере наставничество – это в первую очередь система обучения новых работников полноценному исполнению трудового процесса. При этом данный метод обучения предполагает наличие определенных, свойственных только для него, особенностей.

Наставничество в компании среди других способов обучения работников в своих корнях имеет наибольшую историю – подобные методы обучения были единственными в течение многих тысячелетий развития человеческой культуры и экономики.

Но и сейчас методы наставничества остаются актуальными, хоть и не единственными в вопросах адаптации персонала – более подробно о том, как проводится процедура адаптации можно прочитать в отдельной статье.

Часто наставничество совмещается со стажировкой на работе и данные способы обучения и введения сотрудников в курс дела имеют определенные общие черты в большинстве ситуаций. Однако сами по себе стажировка и наставничество являются различными методиками адаптации работников.

Само по себе наставничество предполагает наличие и участие в данном процессе как минимум двух человек – нового сотрудника и его непосредственного наставника.

Для оптимизации наставничества, у одного наставника может быть несколько подопечных работников, однако эффективность такого метода обучения напрямую зависит от их количества, и является наиболее высокой при наличии у каждого нового работника отдельного наставника.

Во многом синонимичными понятиями с наставничеством считаются менторство и тьюторство. Однако в данных терминах имеются некоторые небольшие принципиальные отличия.

Наставник в первую очередь обеспечивает практическое обучение деятельности на работе для реализации уже имеющихся теоретических знаний соискателя. Менторство же предполагает полный процесс обучения – начиная от изложения теории и заканчивая её практическим применением.

Тьюторство же не подразумевает непосредственного обучения, а лишь поддержку в самообучении сотрудника и консультационную поддержку.

Непосредственно трудовое законодательство никак не регламентирует институт наставничества и подобную модель обучения, оставляя решение о возможности её применения непосредственно за самими работодателями.

Соответственно, работодателям необходимо составить соответствующие нормативные акты предприятия, которые регулировали бы наставничество как процесс обучения сотрудников и обеспечивали бы ему надлежащее правовое обоснование.

Модель наставничества в компании – общие принципы

Проще всего продемонстрировать особенности наставничества как модели обучения сотрудников на следующем примере с использованием принципа «Расскажи – покажи – сделай». Осуществляется данное обучение в три соответствующих этапа:

  1. Расскажи. На данном этапе наставник выясняет уровень знаний сотрудника и его понимание отдельного рабочего процесса. При этом наставник рассказывает об особенностях процесса в рамках предприятия и осуществляет заполнение пробелов в теоретических знаниях работника.
  2. Покажи. Наставник осуществляет практическую демонстрацию необходимого исполнения рабочего процесса, а также обеспечивает донесение до ведома сотрудника полного необходимого алгоритма действий для выполнения требуемой трудовой функции.
  3. Сделай. На данном этапе работник, пользуясь полученными практическими знаниями, под контролем наставника пытается сам выполнить свою трудовую задачу. Наставник, в свою очередь, обеспечивает контроль действий сотрудника, их корректировку и рассматривает возможные ошибки, равно как и дает оценку результату.

Вышеозначенные шаги являются лишь основной схемой – на практике процесс применения наставничества на предприятии требует куда более глубокого подхода и проработки каждого из этапов.

При этом следует помнить, что последовательное обучение отдельным рабочим процессам, особенно в рамках наставничества, является куда более эффективным, чем одновременное обучение всему спектру обязанностей сотрудника.

Соответственно, предусмотрительным будет составление плана наставничества и обучения новых сотрудников – данный план может как регламентироваться локальными нормативными актами, так и оставаться в полной мере на решение самих наставников.

Преимущества и недостатки наставничества как методы обучения

Как метод обучения наставничество имеет множество положительных сторон и именно поэтому оно используется достаточно широко во всех сферах деятельности. В частности, к плюсам наставничества новых сотрудников можно отнести следующие его особенности:

  • Индивидуальный подход. В случае с наставничеством, оно отличается максимально индивидуальным подходом к каждому новому работнику, что выгодно отличает его от большинства других методов обучения и адаптации, которые не могут учесть всех особенностей каждого конкретного нового работника.
  • Контроль. Наставник всегда имеет возможность и в большинстве случаев обязан контролировать деятельность обучаемого работника. За счет этого обеспечивается не только эффективность обучения, но также и нивелируются возможные негативные последствия от неправильного исполнения новым работником своих обязанностей.
  • Простота. Наставничество не требует разработки сложных систем обучения, а подразумевает в первую очередь простую передачу опыта квалифицированных работников новым сотрудникам, что значительно упрощает процесс внедрения подобного метода адаптации персонала.
  • Высокая эффективность. За счет комплексного подхода, опыта наставника и тщательного контроля обеспечивается крайне высокая эффективность подобного метода обучения, что приводит к минимальным срокам адаптации персонала на рабочем месте в сравнении с другими способами.
  • Снижение психологической нагрузки. За счет постоянного наличия наставника, к которому можно обратиться для помощи в решении сложных рабочих вопросов, снижается общий уровень психологической нагрузки на сотрудника.
  • Хорошая оценка потенциала новых работников. Благодаря длительному и глубокому взаимодействию с новым работником наставник имеет возможность составить его психологический портрет, определить сильные и слабые стороны и потенциал развития в рамках компании.
  • Улучшение взаимоотношений в коллективе. Так как наставник и ученик могут общаться не только по рабочим вопросам, но и в неформальной обстановке, подобная система обучения в долговременной перспективе улучшает взаимоотношения в рабочем коллективе между сотрудниками.
  • Низкие затраты. Организация системы наставничества формально не требует никаких дополнительных затрат от работодателя. Однако на практике подобный подход является неэффективным – наставничество должно иметь определенные стимулирующие надбавки для наставников, чтобы они стремились качественно исполнять соответствующие обязанности. К тому же, наставничество может считаться дополнительной деятельностью, за которую законодательно предусмотрена доплата за увеличение объема работ. Но в любом случае, даже такие затраты могут быть меньше, чем на применение других систем обучения.
  • Широкая сфера применения. Наставничество может применяться в рамках любой сферы деятельности при условии наличия хотя бы одного работника, который мог бы выступить наставником.

Но несмотря на большое количество преимуществ, у наставничества новых сотрудников имеются и определенные недостатки, что ограничивает сферу применения подобного метода обучения во многих ситуациях. Так, к минусам наставничества на предприятии можно отнести следующие характерные черты подобного механизма:

  • Субъективность. При организации наставничества в компании, оценка новых работников и эффективность применения обучения во многом зависит от личных качеств и личного отношения самих наставников к новым работникам и самому наставничеству в целом. Поэтому существуют определенные риски отсутствия объективного восприятия.
  • Высокая нагрузка на наставников. Если выбранные в качестве наставников работники все свое рабочее время исполняют свои основные обязанности, у них может не хватать времени на наставничество. Либо же, само наставничество будет сказываться на эффективности их труда, что в итоге может привести к определенным экономическим издержкам.
  • Низкая эффективность в отдельных сферах деятельности. Наставничество, в первую очередь, является эффективным методом обучения для квалифицированных специалистов основного рабочего состава. В отношении руководителей или низкоквалифицированных сотрудников, равно как и представителей творческих профессий, наставничество не является эффективным методом обучения.

Как внедрить наставничество в компании – полезные рекомендации

Процедура внедрения наставничества на предприятии требует от работодателя хоть и не слишком большого количества действий, но все же определенного внимания к отдельным аспектам подобной системы обучения. Так, в первую очередь необходимо зафиксировать данную систему в локальных нормативных актах.

Примером такового акта может служить положение о наставничестве, адаптации новых сотрудников или обучении персонала, где будет рассмотрен порядок применения данной системы, основные права и обязанности наставников и обучающихся работников и иные нюансы, обеспечивающие правовую базу обучения в рамках организации.

Особое внимание работодателю следует уделить подбору наставников. Так, наставник должен одновременно соответствовать всем нижеизложенным критериям:

  • Профессионализм. Наставник должен обладать исчерпывающими знаниями и опытом работы в своей сфере деятельности. Неопытный сотрудник, который сам до конца не знает всех особенностей и нюансов своей должности в рамках предприятия не может быть эффективным наставником.
  • Личная заинтересованность. Наставник должен быть заинтересован в своей деятельности, иначе любая эффективность подобной системы обучения будет минимальной. Эффективным методом мотивации персонала в данном случае будет предоставление определенных доплат и премий за наставничество.
  • Авторитет. Наставник должен обладать определенным авторитетом как у коллег, так и у непосредственного подчиненного и руководства. При его отсутствии эффективность обучения может быть значительно снижена.
  • Навыки обучения. Далеко не каждый профессионал и авторитетный специалист обладает необходимыми навыками передачи знаний другим сотрудникам. Поэтому наставником должен быть работник, также хорошо отличающийся педагогическими способностями – однако наличия соответствующего образования в данном случае не требуется.

Система наставничества требует не только эффективного контроля новых сотрудников со стороны самих наставников. Для нивелирования возможных негативных факторов применения данной системы, в особенности – рисков субъективного восприятия, необходимо проводить регулярную проверку деятельности наставников.

Фактически, реализация наставничества может проводиться как в рамках всего предприятия, так и отдельных структурных подразделений. В небольших компаниях роль наставника может выполнять сам работодатель – особенно актуальным такой подход является для индивидуальных предпринимателей.

Применение наставничества в крупных компаниях часто может вызвать определенные затруднения, если оно не регламентировано должным образом. Другим методом организации наставничества может быть привлечение сторонних специалистов из кадровых компаний методом аутсорсинга или иного договора. (35 голос.

, 4,40 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/nastavnichestvo-novyh-sotrudnikov.html

Чем отличается практика от стажировки?

В чем разница между наставничеством и стажировкой?

Бизнес и финансы

Бизнес и финансы

Каждый, кто прошел через стены высшего учебного заведения в качестве студента, не понаслышке знаком с таким понятием, как практика. Без ее успешного прохождения в профильной сфере, как правило, получить диплом о высшем образовании не получится. 

В свою очередь, выпускники институтов, которые не имеют за своими плечами ничего кроме учебных лет, принимаются на работу в качестве стажеров на время испытательного срока. Казалось бы, очень близкие понятия, главный принцип которых получить необходимый опыт работы. 

Что такое практика?

Практика — это особый вид учебной работы, которая должна закрепить институтские знания в профильной сфере студента. Практика является необходимым элементом программы по образованию в ВУЗе.

 Практические навыки, студенты отрабатывают, как правило, на безвозмездной основе в реальной организации, которая является профильной относительно специальности обучающегося.

Студенческая практика может быть учебной, производственной или же преддипломной.

Что такое стажировка?

В ходе стажировки, рабочий нарабатывает необходимый опыт и демонстрирует начальству собственную профпригодность для работы в штате на равных условиях.

 Стажировка может быть частью программы по повышению квалификации или получения дополнительного образования, однако чаще всего ВУЗ не имеет к стажировке студента никакого отношения.

 Продолжительность стажировки устанавливается по усмотрению работодателя в зависимости от целей, поставленных перед стажером.

Чем отличается практика от стажировки?

Ранее, пояснялось, что практика является исключительно частью программы обучения ВУЗа. Соответственно, ее проходят все студенты в обязательном порядке.

Кроме того, прохождение практики возможно только в той сфере и должности, которая связана напрямую со специализацией, получаемой в учебном заведении. Нельзя учиться на менеджера по туризму и пойти практиковаться в юридическую компанию.

Практическая деятельность дает возможность реализовать те теоретические знания, которые были получены в стенах ВУЗа.

Как студенты попадают на практику? Чаще всего, их направляют от лица учебного заведения в конкретную организацию, с которой ВУЗ заключил соглашение. Практические занятия могут выпадать на время учебных семестров параллельно с посещением лекций или же выделены специальным блоком в ходе обучения. Однако самое главное, что практика не выпадает на время каникул.

Также студенты могут самостоятельно договориться о практике в понравившемся месте. В этом случае он заключает договор по установленной университетом форме. Продолжительность практики строго регламентирована и определяется образовательной программой. Сама суть и структура практики также строго оговаривается вне зависимости, где ее проходит студент.

После практической деятельности необходимо подвести итоги и представить их в качестве отчета, за который выставляется оценка. Работодатель пишет свои наблюдения и рекомендации относительно деятельности студента.

В свою очередь, стажировка чаще всего является действием инициативным, а не по наставлению преподавателей. Стажировка является возможностью показать свою профпригодность начальству, она может проходить даже на конкурсной основе, по итогам которой выбирается лучший из претендентов.

Стажироваться можно не только на должность, которая соответствует вузовской специализации. Вполне возможно, что человек имеет образование медика, а работать устраивается в компанию по аренде недвижимости, просто потому что это финансово выгоднее.

 Естественно, у практикантов такой возможности нет.

Вообще, понятие стажировки не относится исключительно к выпускникам ВУЗов. Стажироваться также могут опытные работники, которые решают переквалифицироваться или пойти вверх по карьерной лестнице.

 Регулярная стажировка и так называемая «прокачка» своих навыков ведет не только к получению более высокой должности, но и росту заработной платы. Если в результате практической деятельности, студенты чаще всего не могут рассчитывать на материальную награду, то стажировка, как правило, является делом оплачиваемым.

По итогам стажировки работник либо получает желаемое вакантное место и повышение зарплаты, или же встречает неприятный отказ от начальства.

Особенности практики и стажировки

Практика:

  • Является неотъемлемым элементом обязательной программы учебного заведения.
  • Студент направляется по указу ВУЗа в конкретную организацию.
  • Как правило, не имеет материального вознаграждения.
  • цель — закрепить теоретические знания на практике.
  • Должна быть исключительно в рамках получаемой специализации.
  • Срок и время проведения определяется учебной программой.

Стажировка:

  • Стажировка назначается при устройстве на работу и является личной инициативой работника.
  • Чаще всего не подкрепляется подписанием каких-либо соглашений.
  • В большинстве случаев оплачивается работодателем.
  • Цель — демонстрация профпригодности и получение в итоге желаемой должности.
  • Образование работника может не быть профильным относительно деятельности компании.
  • Сроки определяет в индивидуальном порядке работодатель в зависимости от производственной необходимости.

Источник: https://davidblog.ru/chem-otlichayetsya-praktika-ot-stazhirovki/

Современный взгляд на систему наставничества

В чем разница между наставничеством и стажировкой?

В настоящее время, описывая систему наставничества, опираются на одно из определений. Так, Дэвид Майстер считает, что наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие организации, ее “здоровье”.

Согласно Гарету Льюису, наставничество представляет собой систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.

В общем виде наставничество можно определить как процесс передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному.

Мы же наставничеством будем понимать помощь молодым специалистам в адаптации и / или содействие опытным сотрудникам компании при изменении их должностных обязанностей в случае назначения на новую должность в результате карьерного роста или ротации. Назовем такие категории персонала компании “подопечными”.

Элементы системы наставничества

Всю систему наставничества в компании можно условно разбить на три составляющие: адаптация подопечных к внешним и внутренним условиям бизнес-среды, их обучение и последующее сопровождение.

Все эти процессы могут происходить одновременно и / или накладываться друг на друга. Даже если подопечные освоили определенный набор операций, при переходе на другую должность или при освоении нового участка работы весь процесс повторяется сначала, развиваясь по спирали. В целом, вся система наставничества является инструментом для включения сотрудников в бизнес-процессы компании.

элементов системы наставничества

Элементы системыОпределениеЦели и задачи
Адаптация Процесс включения новых сотрудников во внешние и внутренние бизнес-процессы компании. Изменение поведения сотрудников в соответствии с требованиями среды Облегчить вхождение молодых специалистов, новых сотрудников, резервистов в должность. Применяется с целью их погружения в корпоративную культуру и бизнес-процессы
Обучение Процесс освоения знаний и навыков Использовать для раскрытия потенциала работающих сотрудников и их дальнейшего личностного и профессионального развития, например, при переходе на новую должность или включении в кадровый резерв.Сотрудники должны освоить знания и навыки, необходимые для работы в соответствии с установленными корпоративными стандартами
Сопровождение Процесс улучшения количественных и / или качественных характеристик умений или знаний в специфической области. Использование уже приобретенных знаний и умений в специфической ситуации или со специфической целью. Консультирование и шеф-контроль Преодолеть разрыв между обучением и достижением результата.Стать важным системным элемент компании, дающим ей новое качество самообучающейся организации, в которой сотрудники постоянно повышают свою квалификацию

О том, насколько актуален вопрос внедрения системы наставничества в российских компаниях, говорит исследование, проведенное Grant Thornton в 2016 году.

Оно показало, что российские предприниматели стали чаще задумываться о поиске квалифицированных сотрудников и развитии персонала.

35% опрошенных заявили, что планируют вкладывать деньги в развитие наставничества, а 23% думают внедрить систему выявления талантов на ранних стадиях карьеры.

Как отмечают эксперты, в последние годы на российских предприятиях изменилось отношение к сотрудникам.

Это объясняется тем, что в малый и средний бизнес пришло очень много бывших менеджеров крупных компаний, в том числе и международных, которые перенесли туда культуру ведения крупного бизнеса.

Управленческие концепции, позаимствованные малым и средним бизнесом у крупного, будут только способствовать росту небольших предприятий.

Руководители и собственники компаний соглашаются, что воссоздать и развить на отдельном предприятии культуру наставничества не требует огромных вложений. А в условиях дефицита квалифицированных специалистов, с которым уже много лет сталкивается средний бизнес, это еще и хороший способ обучения и развития персонала.

Примеры из практики

Все вышесказанное подтверждается и нашим многолетним опытом бизнес-консультирования. На многих российских предприятиях наставничество уже стало неотъемлемой частью корпоративной культуры. Постоянно работая с компаниями из разных сфер экономики, мы убедились, что есть достаточно примеров разработки и внедрения эффективных систем наставничества. Приведем некоторые из них:

Пример №1.

В региональном ресторанном холдинге с численностью 750 человек до 70% персонала составляют линейные сотрудники, а именно: официанты, повара, бармены.

Это молодые люди, в основном студенты, которые еще нигде не работали, пришли овладеть профессией и проработать в компании от силы два – три года. Людей с реальным практическим опытом – единицы.

Поэтому, одна из основных задач, поставленных руководством холдинга, – в оптимально короткие сроки подготовить сотрудников таким образом, чтобы они могли решать необходимые для компании задачи.

После периода адаптации перед молодыми специалистами открываются два пути. Первый – оставаться, например, официантами, быть хорошими продавцами и получать за свою работу достойное вознаграждение.

И второй – развиваться дальше и становиться наставниками.

Именно наставники попадают в кадровый резерв, при условии, что они успешно обучили определенное количество официантов-стажеров, прошли соответствующую корпоративную программу обучения и имеют высокие показатели личной эффективности.

Затем развитие наставников происходит по спирали: их зачисляют в кадровый резерв на позиции менеджеров, затем переводят на ступень “менеджер-новичок”, где у них появляются наставники другого, более высокого уровня и т.д. Таким образом, они могут дойти до должности управляющего кафе или рестораном. 

Пример №2.

Свой взгляд на систему наставничества есть и в межрегиональной компании-застройщике с количеством сотрудников 130 человек. Эта компания по-настоящему социально-ориентированная и одна из основных пропагандируемых в ней ценностей – забота о сотрудниках.

Практика, которая себя хорошо зарекомендовала, заключается в том, что новичков с самых первых дней стремятся окружить вниманием, поддержкой, душевной атмосферой и дать им эффективные инструменты для того, чтобы они могли максимально быстро влиться в коллектив и освоиться в бизнес-процессах.  

Система управления персоналом выстроена так, что руководители среднего звена заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудников и несут ответственность за их последующий личностный, профессиональный и карьерный рост. Именно они формируют и готовят кадровый резерв компании, в том числе и на свои должности.

По оценке HR-службы до 80% топовых должностей занимают сотрудники, которые выросли внутри компании. В категории “Руководители проектов” 100% менеджеров начинали свою карьеру с инженерных должностей.  

Таким образом, компания функционирует по принципу самообучающейся организации, что позволяет ей эффективно отвечать на изменения бизнес-среды за счет создания инновационных технологий строительства и овладения новыми знаниями и умениями. 

Пример №3.

На крупном производственном предприятии военно-промышленного комплекса трудятся более 8 000 человек. После лихолетья 90-х годов прошлого века там практически по крупицам воссоздали советскую систему наставничества, взяв из нее самое лучшее и адаптировав под законы рынка.  

На сегодняшний день работа с персоналом ведется в трех направлениях:

    • Ускоренная адаптация новичков в производственный процесс. Эта работа строится согласно индивидуальным планам развития и под руководством специально закрепленных наставников. Наставники участвуют в оценке успешности прохождения подопечными испытательного срока. Они высказывают свое мнение, которое является решающим, о целесообразности дальнейшей работы на предприятии новых сотрудников;
    • Проведение регулярного опережающего обучения в форме тренингов и стажировок для уже работающих сотрудников. Это позволяет предприятию эффективно выращивать новое поколение инженерно-технических специалистов;
    • Планомерное формирование и развитие кадрового резерва. В него включаются наиболее мотивированные и лояльные сотрудники предприятия, обладающие необходимым набором компетенций для занятия в будущем управленческих должностей. Как правило, срок нахождения специалистов в кадровом резерве составляет не более 2 – 3 лет.   

Для предотвращения кадрового разрыва на предприятии успешно реализуется следующая практика.

Минимум за 2 года до достижения пенсионного возраста каждый руководитель обязан выбрать специалиста, способного занять его должность, и начать погружать его в специфику своей деятельности.

В случае, если руководитель не может определиться с преемником, то служба управления персоналом предлагает кандидатов из кадрового резерва. Она же осуществляет всю последующую координацию и контроль за процессом наставничества.

Также на этом предприятии функционирует и система замещения старых специалистов новыми, при которой прежний работник становится экспертом или советником. При этом ему полностью сохраняется оклад, а его место занимает новый сотрудник, подготовленный старым за дополнительное вознаграждение. Эта система позволяет старшему поколению безболезненно уступать место своим более молодым коллегам.  

Из приведенных примеров видно, что разные по своей специфике и масштабу российские компании применяют системный подход к наставничеству. Это позволяет им развивать у сотрудников способность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них функции. А также быстро адаптироваться к условиям работы и к корпоративной культуре предприятия.

Источник: https://donskih.ru/2016/08/vzglyad-na-sistemu-nastavnichestva/

10 советов, как правильно работать со стажерами и стать для них хорошим наставником

В чем разница между наставничеством и стажировкой?

Hyser делится с вами полезными советами, как превратить стажера в перспективного специалиста и надежного напарника.

Создайте положительную атмосферу

Не стоит думать, что стажерами идут работать только те, кому больше некуда деваться. Наоборот, зачастую это молодежь, которая имеет за спиной некую денежную подушку и готова выполнять задачи за небольшое вознаграждение.

И, несмотря на то, что для стажера такая работа, как правило, стает первым опытом трудовой деятельности, этот человек уже имеет массу других достижений, а также определенный статус в своем окружении.

Для начала нужно уяснить, что ваш временный подопечный приберег для себя несколько запасных выходов. И если ему что-то не нравится, он всегда готов покинуть свою работу и убежать на другую. Поэтому не стоит воспринимать стажера как «безотказного помощника» или как «отвлекающий фактор».

Это, в первую очередь, личность и ваш напарник, поэтому создайте для него атмосферу, которая будет способствовать работе и придавать уверенность в себе.

Подарите ощущение нужности

Очень часто проблемы с адаптацией в коллективе появляются из-за того, что новичков не воспринимают всерьез.

Уж раз стажер может покинуть компанию так быстро, как и пришел, то почему бы не взвалить на него самую нудную и монотонную работу, которая не требует особых знаний? А такой подход – это прямой путь к тому, что новобранец почувствует себя ничтожным винтиком огромной системы и потеряет всю мотивацию к дальнейшему развитию внутри команды.

Кому это на пользу? Правильно, никому! Поэтому здесь стоит быть мудрее и убедить стажера в том, что он важный элемент команды, а также вслух проговаривать его достижения.

Вот сравните два примера постановки задач:

«Лена, позвони всем руководителям компаний с нашей базы данных и узнай, интересно ли им наше предложение».

Или:

«Лена, мне очень нужна твоя помощь. Позвони, пожалуйста, в ближайшее время руководителям компаний с нашей базы и узнай, интересно ли им наше предложение. И отметь потом в общей табличке, какие три компании по твоему мнению являются самыми перспективными и готовыми к сотрудничеству. А потом пересмотри нашу новую презентацию проекта, мне будет интересно услышать твои предложения.

Вот увидите, наличие хотя бы малейшего маневра для принятия решения очень вдохновит вашего подопечного.

Ведите диалог со стажером

Поймите, что стажер – это росток, которому нужно помочь прижиться и пустить корни. А плоды вы получите, только когда будете знать о нем все: чем он живет, что любит и при каких условиях он способен цвести.

Если вы будете интересоваться, что происходит в жизни вашего подопечного, то вам будет легче понимать его. Вы будете иметь возможность помочь ему, а он в нужное время окажет помощь вам.

Важно, чтобы новичек ощущал себя в безопасности и мог довериться своему наставнику

С самого первого дня стажер должен прочувствовать, что у него есть защита в вашем лице. Это не означает, что вы должны выгораживать его перед другими сотрудниками компании при очевидных проколах.

Просто важно, чтобы он знал, что вы всегда сможете выслушать его позицию, дадите мудрый совет, скажете в чем конкретно он не прав, и публично признаете его право на ошибку. А в идеале – пробудите желание не повторять подобных ошибок в будущем, чтобы не подвести вас.

Не давайте скучать

Как только вы уясните, что стажеры – это мощные генераторы идей, вам удастся обернуть это с пользой для них и для компании. Очень важно дать им реализовать свой потенциал, в ином случае они либо перегорят, либо взорвутся.

Не бойтесь делегировать какие-то обязанности, переживая, что стажеры сделают задачу хуже вас. Дайте им возможность проявить себя и взять на себя ответственность. Конечно, в итоге они все сделают не так идеально, как вы. Но это абсолютно нормально, иначе вы бы не были выбраны их наставником.

Было бы идеально, если бы вы всегда имели в запасе несколько интересных (и не очень важных на этот момент) заданий, которыми можно загрузить стажера, пока вы занимаетесь собственными обязанностями.

Вы можете смело доверять стажерам мелкие, но творческие поручения. Имеются в виду задания, у которых нет универсального решения, где стоит проявить фантазию и креативность. Цель таких задач показать то, что работа есть всегда, она может быть разноплановая, и что малейшее соучастие крайне важно для вас.

Помогите стажеру безболезненно влиться в коллектив

И вот, если у вас уже получилось убедить стажера, что он важная часть команды, далее направьте его на получение важной информации. На своем примере покажите, как можно непринужденно заводить беседу в офисных коридорах, представляйте его всем как «нового сотрудника», рассказывайте о его успехах.

Постарайтесь сделать так, чтобы адаптация прошла без лишних трудностей. Обладая свежим взглядом и имея некую любознательность новичка, стажер может узнавать очень много полезного и доносить эту информацию вам.

Расскажите стажеру, насколько важно выходить за пределы своего кабинета, и общаться с другими сотрудниками. Чем быстрее вы покажете ему, что это безопасно, тем эффективнее он начнет трудиться и самостоятельно взаимодействовать с коллегами по отделу или из других подразделений.

Вдохновляйте и делитесь опытом

Не отправляйте стажеров домой, если они выражают желание подзадержаться на работе. Не показывайте, что от них нет пользы, даже, когда время поджимает, и горят важные проекты.

Задерживать насильно тоже нельзя, крайне важно создать такую атмосферу в коллективе, чтобы стажер понимал: он уже полноценная часть команды, и если все сидят над важным заданием, которое нужно сегодня же сдать, то его присутствие и помощь тоже очень важны. Ведь в будущем, после попадания в штат, все будет именно так.

Быть нужным – это вообще важнейшая потребность любого человека. И если об этом вспоминать в нужное время и делать на этом акцент, можно справиться с любыми сложностями.

Кстати, именно сидение над сложными задачами наравне со старшими невероятно сплачивает отдел, повышает мотивацию новичков, позволяет на деле ощутить свою значимость.

Часть стажеров быстро покидает компанию, поэтому используйте время каждого новобранца по максимуму. Взамен вы делитесь бесценными навыками, которыми не обучают в ни одном университете.

Одна голова хорошо, а две –  еще лучше

Будьте готовы к тому, что вам придется взять шефство сразу над несколькими стажерами. И в таком случае стоит знать, что энергию стажеров иногда нужно перенаправлять на других стажеров: если один чему-то научился раньше, то пусть обучит другого.

К примеру, пока один сосредоточенно занимается рабочими делами, объясните другому подробно, как делается та или иная задача. А затем попросите то же самое объяснить второму.

И проделайте это несколько раз, периодически меняя их ролями.

Таким образом, вы даете им возможность хоть чуть-чуть самоутвердиться, показывая свои навыки, а также на более привычном языке объяснить друг другу суть задания.

Станьте сенсеем, наставником и учителем в одном флаконе

Если вы будете справедливы и доброжелательны к своим «ученикам», вас и вправду будут воспринимать как сенсея, наставника, учителя и гуру в одном лице. И у вашего стажера не появится ни малейшего желание вас подсидеть и обойти по карьерной лестнице.

Правильно воспитанный вами же профессионал не только не станет помехой в работе, но и может оказаться мощным толчком для вашего роста и развития. Поэтому стажеры – самый безопасный вклад в вашу карьеру.

Не теряйте контактов со своими подопечными

И напоследок хотелось бы подчеркнуть следующее: никогда не теряйте контактов со своими стажерами.

Иногда случается так, что вам под опеку попадает неопытный выпускник какого-нибудь хорошего вуза, которому не удалось войти в темп работы компании или он решил учиться дальше, а в будущем он проявил себя и быстро вырос в другой организации. Поверьте, мир тесен, и вы еще не раз встретитесь на рынке.

И если вы с самого начала поступали со стажерами по-человечески в самый сложный для их карьеры момент, то о вас будут помнить, а о вашей хорошей репутации упомянут при первой возможности.

Так что, если вы решили вырастить из неопытного стажера толкового напарника, наши советы придут вам на помощь в этом сложном, но благодарном деле.

[related_posts id=»77120,205858,204266″]

Источник: https://hyser.com.ua/life_style/211865-10-sovetov-kak-pravilno-rabotat-so-stazherami-i-stat-dlya-nih-horoshim-nastavnikom

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий