В организацию поступил запрос из полиции на предоставление установочных и контактных данных персонала магазина. При этом в…

Содержание
  1. К вам пришел запрос из обэп
  2. Таким образом запрос из ОБЭП (ЭБ и ПК), должен содержать:
  3. Теперь насчет сроков и ответственности
  4. Если у Вас есть дополнительные вопросы по поводу запроса полиции о предоставлении информации – звоните прямо сейчас по деж. телефону 8-903-225-46-65, краткие консультации предоставляются бесплатно
  5. Отдал документы? Суши сухари
  6. С законностью в запросах всё в порядке
  7. Первая группа: «просто давайте документы»
  8. Второй случай: «у нас тут проверка, поэтому давайте документы»
  9. Третий случай: «у нас тут уголовное дело, поэтому давайте документы»
  10. Вам пришло письмо с требованием документов, вы считаете его немотивированным. Что делать?
  11. Вы отправили ответное письмо с ходатайством. Что будет дальше?
  12. А что, если запрос составлен и законно, и мотивированно?
  13. Выводы:
  14. Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой
  15. Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:
  16. Запросами из полиции о предоставлении документации и информации: как грамотно выкрутиться
  17. 1. Закон «О полиции»
  18. Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»
  19. Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»
  20. 2. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года
  21. Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
  22. Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
  23. 3. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
  24. 4. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года
  25. 5. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)

К вам пришел запрос из обэп

В организацию поступил запрос из полиции на предоставление установочных и контактных данных персонала магазина. При этом в...

обязан ли я отвечать на запрос ОБЭП?какая ответственность за отказ в предоставлении документов?что я обязан давать, а что нет?

каких действий ждать в дальнейшем?

Такие вопросы возникают у получателей данных запросов.

Если к Вам пришел запрос на предоставление документов, не стоит отчаиваться.

Это нормальная процедура при проверке ОБЭП ваших контрагентов, однако иногда запрос может использоваться вашими конкурентами для сбора информации.

Кроме того, после запроса могут последовать неприятные для организации действия – изъятие документации организации, выездная налоговая проверка. возбуждение уголовного дела.

На пристальный интерес лично к Вам может указывать излишний перечень запрашиваемых документов (выходящий за рамки операций с конкретным контрагентом).

К возможным дальнейшим действиям сотрудников стоит подготовиться заранее, нельзя недооценивать сотрудников подразделений ЭБ и ПК.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции», требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,обязательны для исполнения организациями, должностными лицами и иными лицами.

Однако, обязательными для исполнения являются лишь законные требования сотрудников полиции, то есть требования, основанные на норме закона.

Таким образом, сотрудники ОБЭП (ЭБ и ПК), направляя в Ваш адрес запрос о предоставлении информации и копий документов, должны обосновать свои требования с точки зрения закона, причем должны указывать конкретную норму закона, предоставляющую такие права сотрудникам отделов по борьбе с экономическими преступлениями в данном конкретном случае. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции», деятельность сотрудников ОБЭП (ЭБ и ПК) регламентирована ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Чаще всего сотрудники подразделений ЭБ и ПК ссылаются на п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ “О полиции”.

Привожу данный пункт с некоторыми сокращениями, важные места выделены:

в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица…;

Таким образом запрос из ОБЭП (ЭБ и ПК), должен содержать:

1. Данные о конкретном уголовном деле или зарегистрированном в установленном порядке заявлении и сообщении о преступлении.

2. Мотивацию запроса – какое отношение имеют запрошенные сотрудниками ОБЭП (ЭБ и ПК) сведения и документы к расследуемому преступлению либо проверке сообщения о преступлении.

В обратном случае запрос из ОБЭП не будет содержать требования, основанного на законе.

Естественно, здесь существует и множество других нюансов.

Теперь насчет сроков и ответственности

Согласно ч. 4 ст.

13 вышеуказанного ФЗ требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

Ответственность предусмотрена административным законодательством.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы Вы можете позвонить по дежурному телефону, по поводу проверки ОБЭП можно почитать здесь.

Продолжение следует…

В связи с нехваткой времени, в данной статье раскрыто от силы 5 % необходимой информации. Кроме того, вполне законный с первого взгляда для юриста с теоретическими знаниями в данной сфере запрос из МВД о предоставлении информации, может, во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами и сложившейся практикой, не соответствовать законным требованиям.

Иногда  дело доходит и до использования номеров дел, не имеющих никакого отношения к Вашей организации. Существует большое количество других нюансов, которые невозможно осветить в данной статье. Для получения рекомендаций по конкретной ситуации, записывайтесь на консультацию, по предварительной записи консультация в нашем офисе оказывается бесплатно.

Очень желательно заранее прислать сканированные документы.

Следует также отметить, что если у сотрудников ОЭБ и ПК или УЭБ и ПК имеется к Вам интерес, одним запросом о предоставлении информации дело может не ограничиться. На консультации Вы сможете получить конкретные рекомендации по подготовке к возможным дальнейшим действиям сотрудников полиции. Данными рекомендациями, при желании, Вы вполне сможете воспользоваться самостоятельно.

В случае необходимости, наши адвокаты могут подготовить мотивированный ответ на запрос из полиции о предоставлении информации от имени коллегии адвокатов и в дальнейшем вести переписку от своего имени.

Также скажем о том, что сотрудники полиции постоянно направляют запросы и получают различные варианты ответов. Многие варианты ответов взяты напрямую в интернете.

Часто предприниматели или юристы организации самостоятельно компилируют ответ, нередко пользуясь устаревшими или не совсем точными советами. Мы не в коем случае не очерняем юристов организаций.

Большинство из них профессионалы своего дела, однако невозможно иметь постоянный практический опыт про всем отраслям права и по всем вариантам ситуаций.

По Вашему ответу сотрудники ОБЭП смогут сделать однозначный вывод о том, насколько Вы и Ваши сотрудники готовы дать отпор неправомерным действиям.

При необходимости наш адвокат может приехать к Вам в офис, изучить ситуацию, подготовить индивидуальный ответ и проконсультировать по поводу подготовки к дальнейшим действиям ОБЭП (ОЭБ).

Если у Вас есть дополнительные вопросы по поводу запроса полиции о предоставлении информации – звоните прямо сейчас по деж. телефону 8-903-225-46-65, краткие консультации предоставляются бесплатно

по состоянию на 2017 год

скачать компоненты joomla

Источник: http://advokat-smolentsev.ru/%3Fid%3D2%26Itemid%3D1%26option%3Dcom_content%26view%3Darticle

Отдал документы? Суши сухари

В организацию поступил запрос из полиции на предоставление установочных и контактных данных персонала магазина. При этом в...

Сегодня мы публикуем третью, заключительную статью на тему: «Законные способы не предоставить документы компании на запрос из правоохранительных органов».

Мы разберёмся, какие нарушения есть в запросах правоохранительных органов, а также дадим рекомендации как правомерно отказать правоохранительным органам в предоставлении документов компании.Требования законов к запросам из правоохранительных органов.

Как следует из норм действующего законодательства и судебной практики, запрос о предоставлении документов из правоохранительных органов должен соответствовать 2-м критериям, а именно быть:

  • законным;
  • мотивированным.

Таким образом, закон запретил проверяющим делать безосновательные запросы. Это значит, что сотрудники должны указать в запросе факты (аргументы, причины), как затребуемые документы и информация относятся к проводимой проверке или уголовному делу, которое они расследуют.

С законностью в запросах всё в порядке

Сотрудники правоохранительных органов в запросах обычно ссылаются на Закон «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Это нормально. Здесь, как правило, придраться не к чему.В ходе расследования уголовного дела следователь следственного комитета или МВД вправе сделать запрос, сославшись на нормы уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ).

Но формальная ссылка на нормы закона не делает запрос законным в целом. Основное, на что надо обращать внимание – это причина запроса документов. То есть в связи с чем следователю или оперативному сотруднику понадобились ваши документы. Это второй критерий – мотивированность запроса. И вот тут запросы часто «хромают на обе ноги».

На практике, в зависимости от причины запроса документов, запросы можно подразделить на 3 группы.

Первая группа: «просто давайте документы»

Первая группа — это когда причины запроса вообще отсутствуют. То есть когда сотрудники:

  • ссылаются только лишь на нормы закона;
  • указывают на осуществление ими функций по выявлению и пресечению экономических и коррупционных преступлений;
  • указывают на проведение различных проверок, в том числе целевом расходовании бюджетных денежных средств и т.д.

В данном случае запрос не обоснован.

Второй случай: «у нас тут проверка, поэтому давайте документы»

Вторая группа запросов — это когда сотрудники правоохранительных органов ссылаются на имеющиеся у них в производстве материалы проверки, но при этом не мотивируют свой запрос. То есть в запросе не указано, в отношении кого и по каким фактам проводится проверка; есть проверка — и всё на этом.

Это делает запрос немотивированным.При этом, зачастую сотрудники полиции лукавят и ссылаются на имеющиеся у них в производстве материал в рамках дела оперативного учета (что указывает на проведение негласных мероприятий контроля). Но такой запрос не является законным основанием для истребования документов.

Напомним, что запрос будет формально законным лишь при проведении так называемой доследственной проверки. Она проводится в рамках ст. 144 УПК РФ (заявления по которым зарегистрированы в КУСП, книге учёта сообщений о происшествиях).Разницу между этими проверками может увидеть лишь специалист, да и то не всегда.

В каждом конкретном случае надо смотреть текст запроса целиком.В данном случае, для того, чтобы сделать вывод о законности запроса, необходимо уточнить, зарегистрировано ли заявление в КУСП, а также выяснить, в отношении кого и по каким фактам проводится проверка.

В нашей практике ни один из запросов со ссылкой на официально зарегистрированное заявление не являлся мотивированным. То есть сотрудники ни разу не удосужились объяснить, в отношении кого проводится проверка, по какому факту, и как истребуемые документы могут им помочь в проводимой проверке.

Соответственно, запрос без указания данной информации не может соответствовать критерию мотивированности и является незаконным.

Третий случай: «у нас тут уголовное дело, поэтому давайте документы»

Третья группа запросов — это когда оперативные сотрудники и следователи направляют запросы со ссылкой на возбужденное уголовное дело, чаще всего по ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) или ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов).

Здесь, как и во втором случае, формальное основание для запроса есть (уголовное дело). А причины запроса нет. Это делает запрос немотивированным.
Отказ от предоставления документов в этом случае чреват тем, что в офис компании придут с обыском или выемкой.

Как этого избежать, мы рассказываем на индивидуальных консультациях.

Вам пришло письмо с требованием документов, вы считаете его немотивированным. Что делать?

Направьте в адрес сотрудника встречное письмо. В этом письме просите объяснить причины запроса, у вас есть такое право.Также в этом письме заявите ходатайство, чтобы представителю вашей компании позволили ознакомиться с материалами проверки, в связи с которой у вас требуют документы. Такое право у вас тоже есть.

Сделайте «буфер» между вами и сотрудником «органов» — то есть привлеките адвоката. Пусть он подпишет ответное письмо с ходатайством. А если вам позвонит сотрудник полиции, недовольный вашей «строптивостью», вы всегда сможете заявить, что действовали по совету адвоката.

Кроме того, адвокат может сходить в полицию и «продиагностировать» ситуацию. Именно так мы и делаем на практике.

Во время такого личного общения с сотрудником полиции выясняются важнейшие вещи:

  • каковы будут дальнейшие действия правоохранителей;
  • каковы риски для компании.

Вы отправили ответное письмо с ходатайством. Что будет дальше?

Наша статистика такая:

  • в 40% случаев в ваш адрес никакого ответа не поступит, что освобождает вас от предоставления документов;
  • в 50% случаев вам позвонят или к вам придет повторный запрос, что может свидетельствовать о наличии «серьезных» нарушений со стороны вашей компании;
  • и только в 10 % случаев со стороны правоохранительных органов можно ожидать обыск, выемку или проведение гласных оперативно-розыскных мероприятий как обследование помещений. Это означает что правоохранительные органы серьезно настроены на проведение проверки и, как результат, возбуждение уголовного дела.

А что, если запрос составлен и законно, и мотивированно?

В рамках наших консультаций, клиенты рано или поздно задаются следующим вопросом: если к запросу «не придраться», он законный и мотивированный, то можно ли отказать в предоставлении запрошенной информации?Наш ответ – да.

Есть целая система аргументов, которые дают возможность правомерно отказать в предоставлении документов. Эту систему мы построили, опираясь на свой опыт общения с сотрудниками правоохранительных органов.

Один из аргументов – это почти не применяемое в России «ваше право хранить молчание или все что вы скажете будет использовано против вас в суде».

Данная фраза известная нам из американских боевиков. Но она полностью соответствует смыслу части 1 статьи 51 Конституции и применима к нашей ситуации.Напомним, что документы необходимы сотрудникам как доказательство вашей вины в совершении налогового преступления.

В связи с этим, у меня всегда возникает вопрос к директорам, которые передают документы по запросам правоохранительных органов — зачем они отдают доказательства своей вины в руки следователя? Зачем они так усложняют себе жизнь?Ведь есть положения статьи 51 (часть 1) Конституции РФ, которая гласит, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

При этом в Конституции речь не только о допросах по уголовным делам. Положения статьи 51 Конституции трактуются намного шире.

Во-первых, вы можете пользоваться этим правом не только на стадии возбужденного уголовного дела, но и в рамках любых проверочных мероприятий в отношении вас лично или вашей компании.
Во-вторых, понятие «свидетельствовать» означает подтверждать или удостоверять какое-либо событие или факты. Право не свидетельствовать против самого себя включает и право хранить молчание, то есть не давать свидетельства о любых фактах, в нашем случае не представлять документы, которые могут быть использованы против компании и её должностных лиц.
В-третьих, положение статьи 51 Конституции применимы не только к устным показаниям, но и к предоставлению (и не предоставлению) документов.Вышесказанные утверждения полностью соответствуют принципу презумпции невиновности, закрепленному в статье 49 Конституции Российской Федерации, и в частности запрету обязывать обвиняемого доказывать свою невиновность (часть 2 статьи 49).Изложенное понимание конституционных норм о праве каждого не свидетельствовать против самого себя и хранить молчание согласуется также с нормами международного права.

В Постановлении от 3 мая 2001 г. по делу «J.B. против Швейцарии» (J.B. v. Switzerland) Европейский суд по правам человека отметил, что право сохранять молчание и право не свидетельствовать против себя являются правом налогоплательщика.

При этом попытки государственных органов принудить заявителя представить документы, которые могли бы раскрыть информацию касательно доходов заявителя, а также привести к доначислению налогов и привлечению к налоговой ответственности, влечет нарушение государством-ответчиком положений Статьи 6 § 1Конвенции.

Выводы:

  1. Запрос документов должен быть законным и мотивированным.
  2. Запрос правоохранительных органов практически всегда составляется с нарушением закона (отсутствие чёткой аргументации), что позволяет оставить его без исполнения.
  3. Даже если предположить, что запрос будет безупречен, то опытный адвокат всегда найдет законные основания, чтобы не предоставить документы компании.

А как подготовить мотивированный отказ в представлении документов и минимизировать риски для должностных лиц компании вы можете узнать на личной консультации.

Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой

  • 99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей.
  • В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений.
  • 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

При расследовании уголовных дел по уклонению от уплаты налогов ст.199 ч.1.2
Подготавливаем и сопровождаем на допрос в налоговую, органы полиции СК РФ
Помощь при налоговых проверках. Возражения на акт и решения налоговой
При запросах документов компании органами полиции, СК РФ

Источник: https://nalog-advocat.ru/zapros_docs/

Запросами из полиции о предоставлении документации и информации: как грамотно выкрутиться

В организацию поступил запрос из полиции на предоставление установочных и контактных данных персонала магазина. При этом в...
Многие компании и предприниматели сталкиваются с запросами из полиции о предоставлении документации и информации. Как вести себя в такой ситуации? Нужно ли предоставлять истребуемую документацию? Законны ли требования сотрудников полиции? Давайте вместе разберемся в этом.

В соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (далее – Закон «О полиции»), «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,…обязательны для исполнения…организациями, должностными лицами и иными лицами…».

Прежде всего, необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь те, которые являются законными. Законными являются требования, основанные на норме закона.

Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о предоставлении информации и документации обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции».

Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным Законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • 1. п.п. 4, 17 ч.1, ч.4 ст. 13 Закона «О полиции»;
  • 2. ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • 3. ст. 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ;
  • 4. ст. 7 ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • 5. ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Рассмотрим их подробнее и выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований:

1. Закон «О полиции»

Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции».

Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

Аутсорсинг бухгалтерии от 1667 рублей в месяц. Персональная команда для вашего бизнеса: бухгалтер, юрист, налоговик, кадровик и бизнес-ассистент.

Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса.

Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу.

Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев.

Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

Согласно данному пункту, сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы», сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы. Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

Следовательно, если в запросе идет ссылка на вышеуказанную норму права – в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером, либо деле об административном правонарушении, в противном случае, Вы вправе на запрос не реагировать, ввиду его необоснованности. Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу, ссылки на указанную норму неправомерны, что является основанием отказа в предоставлении информации.

2. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года

При применении ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации», сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • Опрос.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 2 указанной статьи – «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Вышеуказанное оперативно-розыскное мероприятие в данном случае может проводиться в виде гласного и подразумевает под собой получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи – «исследование предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Наиболее часто применяемое основание – это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Указанные основания должны быть сообщены Вам в случае проведения в отношении Вас оперативно-розыскных мероприятий и на основании этих данных Вы решаете соглашаться с проведением оперативно-розыскных мероприятий или нет.

3. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ – за непредставление сведений (информации).

Данной нормой установлена ответственность – для граждан – от ста до трехсот рублей; для юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).

При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций.

А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции» влекут за собой ответственность по статье 19.7. КоАП РФ. Согласно части 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.

13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения…организациями…и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, статьей 19.7.

КоАП РФ, за неисполнение указанных требований, установлен следующий размер штрафа: для граждан – от ста до трехсот рублей; для юридических лиц – от трех до пяти тысяч рублей.

4. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года

На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.

Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.

Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.

Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.

Как было указано выше, обязанности предоставлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями, данной статьей не предусмотрено.

5. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)

Иногда в запросах «о предоставлении информации», встречается ссылка на ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Статья 145 УПК РФ регламентирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции право изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по предоставлению информации.

Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции, на лицо может быть наложена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.

Однако, в соответствии с п. 4 ч.1 ст.

13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о предоставлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции. До тех пор, пока Вам не понятны причины и основания проверки – Вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у Вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и соответственно не можете быть абсолютно уверены в законности Ваших действий. В связи с чем, в ответ на запрос, Вы можете направить письмо с просьбой разъяснить Вам законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбужденно уголовное дело, каковы их номера). До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.

Источник: https://delovoymir.biz/zaprosami-iz-policii-o-predostavlenii-dokumentacii-i-informacii-kak-gramotno-vykrutitsya.html

Адвокат Насибулин
Добавить комментарий